<< НазадСодержание | На главную Далее >>

Планирование на цель

Сущность планирования как эвристического феномена заключается в том, что человек, решая задачу, обычно разбивает ее на ряд подзадач или подцелей, а затем строит процесс решения как процесс достижения этих сформулированных подцелей. Схема решения задач представляет иерархическую систему, которая сводится к последовательному построению ветвящихся процессов нескольких уровней, обеспечивая достижение подцелей, задаваемых относительно высшим уровнем низшему [1].

Значение планирования в творческой деятельности огромно; благодаря ему человеку удается осознать цели и построить процесс их достижения.

Если Вы будете следовать нашим советам и рекомендациям, то успешное начало Вашей профессиональной деятельности приведет к тому, что Вам рано или поздно придется руководить все более и более крупными коллективами. Поэтому Вам необходимо иметь некоторое представление об основах планирования.

Слово ПЛАН так часто встречается в кашей жизни, что четкое определение этого понятия встречает затруднения.

Мы будем использовать это слово в строго определенном смысле: будем говорить, что у нас есть план на решение поставленной задачи тогда и только тогда, когда мы располагаем двумя списками:

  1. Списком всех работ, которые нужны для достижения цели (с оценкой их продолжительности);
  2. Списком связей между всеми работами, устанавливающим последовательность их выполнения с указанием календарных сроков окончания каждой работы.

Во всех остальных случаях будем говорить, что у нас еще нет плана. По этой причине не каждая бумага; которая озаглавлена словом "план" представляет собой план в указанном выше смысле слова.

Каждый руководитель может проверить состояние дел у своих подчиненных самым элементарным образом - попросить представить два указанных выше списка.

В своей повседневной работе руководитель, ответственный за разработку темы в целом или отдельных ее частей, должен быть уверен в том, что:

Современные требования к оперативному руководству исключают бессистемную подготовку такой информации. Системная подготовка информации по всем выполняемым работам и темам высвобождает внимание и время руководителя для решения основных научных и технических проблем.

Планирование комплексных целевых программ приводит к рассмотрению категориальных пар. Процесс составления и реализации ПЛАНА опирается на формы документов, которые требуют ответа по СОДЕРЖАНИЮ всего на ШЕСТЬ ВОПРОСОВ. Эти вопросы группируются в три категориальные пары: "субъект - объект", "пространство - время" и "качество - количество". Этим категориальным парам и ставятся в соответствие вопросы. Например, субъекту мы ставим вопрос: "Кто отвечает за достижение данной цели?". Объект - это то, что представляет из себя данная цель. Категориальная пара "пространство - время" предполагает ответ на вопрос: "Где" и "Когда" это должно быть сделано? Категориальная пара "качество - количество" предполагает ответ на вопросы: "Кем именно" это будет сделано? и "Сколько" ресурсов требуется на выполнение данной работы? Эти вопросы и стоят в заголовке таблицы контрольных точек или событий, которая представляет собой унифицированную форму табличного представления планов (табл.1).

 

При планировании работ по любой поставленной задаче руководителю необходимо исходить из следующих данных:

  1. ) в какой срок задача может быть решена;
  2. ) сколько и каких специалистов будет занято на ее решении;
  3. ) сколько и каких ресурсов требуется для решения данной задачи;
  4. ) в какой срок задача должна быть решена;
  5. ) в случае необходимости форсировать решение отдельной задачи или разработки - когда может быть завершена форсируе мая тема при привлечении дополнительных сотрудников;
  6. ) какие именно сотрудники могут быть привлечены к форсируемой теме без существенного ущерба для остальных работ;
  7. ) когда будут завершены темы, с которых снята часть исполнителей.

Табл.1. Построение унифицированного плана (таблицы контрольных точек)

 

Антиномии

пункт плана

Должно быть

Фактически

субъект

кто

   

объект

что

   

пространство

где

   

время

когда

   

качество

как

   

количество

сколько

   

 

По деловым и научным качествам каждого ведущего сотрудника организации руководителю приходится исходить из следующих данных:

  1. ) какую именно работу выполняет данный сотрудник в данный момент;
  2. ) когда к с каким результатом он должен завершить выполняемую им работу;
  3. ) сколько и каких именно работ выполнил данный сотрудник (опыт и продуктивность его работы).

 

Наличие системного руководства дисциплинирует коллектив, приучая каждого исполнителя правильно формулировать цели своей работы; понимать ее место в общей программе, следить за своевременным окончанием каждого этапа работ; уменьшает время выполнения работы без увеличения затрат.

<< НазадСодержание | На главную Далее >>