<< Назад | Содержание | На главную | Далее >> |
Чем больше работаешь над своей идеей,
тем больше убеждаешься в том, что она - чужая.
С.Лем
При составлении письменного текста необходимо иметь в виду, что у каждого читателя существует определенный промежуток времени ("критический период запоминания"), в который должна укладываться любая содержащаяся в сообщении доза информации. Этот период, называемый "временным объемом памяти", имеет длительность от 4 до 10 секунд и распадается на промежутки от 0,1 до 0,5 секунды [16]. Таким образом, в печатном письменном тексте выражение каждой идеи, каждая фраза должны укладываться в такого рода промежуток времени. Этим требованием объясняется тот эмпирически наблюдаемый факт, что, чем быстрее человек читает, тем длиннее могут быть фразы доступного ему текста.
Для того, чтобы быть понятным, рассуждение должно иметь такую длину, чтобы все его компоненты умещались в отрезке, прочитываемом за 4-8 секунд. В противном случае читатель будет вынужден возвращаться назад, то есть совершать излишнее усилие и затрачивать излишнее время.
При самостоятельной работе с книгой первостепенное значение имеют записи. Полноценные записи отражают не только содержание прочитанного, но и результаты мыслительной деятельности читателя.
Ведение записей превращает чтение в активный процесс. У человека создается свой, индивидуальный фонд подсобных материалов (текстовых файлов) для последующего быстрого повторения прочитанного, мобилизации накопленных мыслей. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них выражаются мысли, возникшие у читателя при самостоятельной работе над текстом.
формы записей
Основные формы записей - план (простой и развернутый), выписки, тезисы, аннотация, конспект, реферат.
Наиболее краткой формой является план. Это перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье. План обычно раскрывает логику автора, способствует лучшей ориентации в содержании произведения. Кстати, слово "план" - от латинского "планета", "планктон", то есть "блуждающий" (мыслями).
Составление планов изучаемых монографий и статей приучает к четкому, логическому мышлению, помогает выработать умение сжато и последовательно излагать суть вопроса.
Следующая форма записей - выписки. Это либо дословное воспроизведение в рабочем журнале наиболее важных мест изучаемого произведения, характерных факторов, цифр таблиц и схем, либо краткое изложение таких мест. Очень удобно использовать сканер, чтобы скопировать нужные материалы в виде файлов и сохранить их на жестком диске для последующей работы. Это избавит от ошибок и неточностей при воспроизведении оценок, теоретических обобщений, фактических сведений.
Тезисы - более сложная и более совершенная форма записи, чем составление плана. Это - сжатое изложение основных мыслей. Их особенность - утвердительный характер (по-гречески "тезо" значит "утверждаю"), что придает выразительность и силу выдвинутым утверждениям. План, выписки, тезисы обычно следуют тексту.
Аннотация является кратким обобщением содержания произведения. Ею удобно пользоваться, когда читатель намерен вернуться к изучаемому произведению, а пока ограничивается краткой его характеристикой. Аннотация может пригодиться и в том случае, когда читатель не собирается продолжать изучение произведения, но делает краткую запись, чтобы не забыть о нем. Чтобы составить аннотацию, надо сначала полностью прочитать и продумать произведение. Аннотация при всей своей краткости может содержать отдельные фрагменты авторского текста, а не только оценку книги, статьи.
Резюме очень близко к аннотации. Это запись, являющаяся краткой оценкой прочитанного произведения. Различие между ними состоит в том, что аннотация сжато характеризует произведение в целом, резюме - сосредотачивает внимание на основных результатах исследования. Наиболее совершенной формой записи является конспект.
КОНСПЕКТ
Слово "конспект" происходит от латинского "conspect", что означает "обзор", "изложение". В конспекте обычно выделено основное в изучаемом произведении, в кратких формулировках обобщены важнейшие теоретические положения.
Конспект может быть текстуальным или тематическим. текстуальный сохраняет логику и структуру изучаемого произведения. Тематический конспект строится иначе: за его основу берется не план произведения, а содержание проблемы.
Можно сказать, что конспект - это расширенные тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами, содержащимися в изучаемом произведении, а также мысли и соображения составителя этой записи. Наконец, конспект включает в себя выписки. В него могут войти отдельные места, цитируемые дословно, а также факты, цифры, таблицы и схемы.
Конспект подразделяется на части в соответствии с заранее продуманным планом. Пункты этого плана целесообразно записывать в тексте или на полях. На бумаге писать конспект рекомендуется чернилами или шариковой ручкой четко и разборчиво. Карандашная запись недолговечна и читать ее менее удобно. Небрежная запись со временем становится малопонятной и для ее автора. Существует хорошее правило: конспект, составленный для себя, должен быть написан так, чтобы его мог легко прочитать кто-либо другой.
Напомним, что записи конспектов изучаемых книг или статей надо делать только на одной стороне листа и лучше всего - на листах, вынимающихся из тетради. Это дает возможность дополнять написанное из других источников, комбинировать листки в зависимости от вновь возникшей задачи, и т. д.
Напомним, что для экономии времени очень удобно пользоваться сканером и хранить свои записи в виде электронных файлов, систематизированных в соответствующих папках (директориях) на жестком диске компьютера. Это радикально облегчит и ускорит работу при последующем составлении рефератов и обзоров.
Тематический конспект может быть составлен при изучении как одного произведения, так и нескольких, посвященных одной проблеме. Для написания тематического конспекта одной работы при чтении ее выявляются основные вопросы, проблемы. Бывает, что какая-либо тема, проблема рассматривается в нескольких главах или в разных местах книги. В конспекте же весь материал, относящийся к ней, будет сосредоточен в одном месте. Тематический конспект составляется обычно для того, чтобы глубже изучить определенный вопрос, подготовиться к докладу или выступлению. Такой конспект по своему содержанию приближается к докладу по избранной теме, особенно в том случае, когда он отражает вклад самого составителя в изучение проблемы.
Составление тематического конспекта - серьезная творческая работа. Ей предшествует тщательное изучение всей подобранной для раскрытия данной темы литературы. Лучше всего в самом плане делать пометки, к каким источникам (вплоть до страниц) следует обратиться для раскрытия того или иного пункта этого плана.
РЕФЕРАТ
Слово "реферат" (от латинского "referare" - докладываю, сообщаю) определяется как краткое изложение в письменной или устной форме содержания книги, статьи, научного отчета. Рефератами называют также доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие критический обзор литературных и других источников.
Работа над рефератом невозможна без самостоятельного библиографического поиска. Литературными источниками являются монографии, сборники, справочные издания. Большое значение для раскрытия темы имеют книги и периодические издания. Однако процесс создания книги продолжителен. Хотя книга незаменима как источник систематизированной и разносторонней информации, в ней обычно нет новейших данных. Для реферата же, тематика которого в силу специфики этого жанра всегда актуальна, сведения и факты также необходимы.
Процесс работы над литературными источниками неотрывен от процесса работы над рефератом. Аналитический обзор литературы - неотъемлемая часть и стержень реферата. Изучение книг и статей начинается с тщательного их просмотра, в результате которого мы получаем общее представление об их содержании. Чем глубже наша осведомленность в той области, которой посвящен реферат, тем эффективнее будут результаты такого предварительного обзора источников.
Обычно в изучении материала выделяется несколько этапов:
Получить общее представление о книге помогает знакомство с аппаратом издания, а также выборочное беглое чтение отдельных частей или глав. Важное значение имеет тщательное изучение оглавления книги. Оглавление книги - источник весьма ценной информации: мы знакомимся со структурой произведения, его планом. Если же книга представляет собой тематическую монографию, то совокупность разделов оглавления дает целостное представление о проблематике интересующей нас темы, о степени важности и соподчиненности частных проблем в общей системе исследования.
Большую помощь в работе над рефератом на первых порах оказывают предисловия к монографиям и сборникам. В них мы находим сведения о целях издания, его актуальности и важности, об отличиях данного издания от предыдущих, от книг на аналогичную тему, о спорности тех или иных положений, о существующих пробелах в исследовании. Естественно, что, сообразуясь с этими авторитетными оценками, мы отметим для себя принципиально новые разделы в данной книге. К ним вернемся в дальнейшем. Дискуссионные главы выделим для обдумывания. Материал, в них содержащийся, прежде чем быть включенным в реферат, потребует чтения дополнительной литературы, рецензий, осмысливания их содержания. Указания на пробелы в исследовании заставят обратиться к текущей литературе, в которой будем искать ответы (если они существуют) на нерешенные вопросы.
После первичной обработки и систематизации материала составляют план реферата. Качество будущей работы во многом зависит от оригинальности построения, четкости рубрикации, правильного соотнесения частей. Важно, чтобы каждый пункт плана раскрывал одну из сторон рассматриваемой темы, а все пункты в совокупности охватывали ее в целом. При этом может быть несколько композиционных решений: хронологическое (тема раскрывается в исторической последовательности), описательное (тема расчленяется на составные элементы) и аналитическое (тема исследуется в ее причинно-следственных связях, взаимозависимых проблемах).
Важными композиционными разделами работы являются Введение и Заключение. Во Введении обосновывается актуальность темы, обозначается круг составляющих ее проблем, лаконично определяется задача работы. В Заключении формулируются основные результаты и выводы по работе, направления дальнейших исследований.
Проделанная работа (подбор литературы, изучение и предварительная систематизация источников, повторное изучение собранного материала, составление подробного плана) делает написание реферата не столь трудоемким процессом, каким был предыдущий, но достаточно сложным и ответственным. Было бы неправильно ограничить свою работу механическим соединением положений, взятых из разных источников, в нечто целое, прибегая к книжным формулировкам и фразам.
В отличие от тематического конспекта, реферат требует несравненно большей творческой активности, самостоятельности в обобщении изученной литературы, умения логически стройно изложить материал, критически оценить различные точки зрения на исследуемую проблему, высказать собственное мнение.
Как бы ни был велик в Ваших глазах авторитет автора изучаемой книги (или лектора, когда речь идет о проработке курса лекций), возьмите за правило ничего не принимать на веру, все надо понять с предельной ясностью. Если лектор или автор по какому-то вопросу говорит или пишет: "То-то и то-то вредно, не годится, не рекомендуется, - нужно это с уважением усвоить, но вместе с тем мысль должна работать и в обратном направлении: "А что, если это все-таки сделать?" Известно много примеров, когда то, что "не годится и не рекомендуется" при определенных условиях оказывалось величайшим благом. Не случайно Б.Шоу писал: "Многие великие мысли были сначала кощунством". Нильс Бор называл гипотезы, радикально меняющие стиль мышления физиков, "безумными". Но уже за 100 лет до Нильса Бора французский поэт Поль Беранже написал:
Если б завтра Земле нашей путь
Осветить наше Солнце забыло,
Завтра целый бы мир осветила
Мысль безумца какого-нибудь!
(Перевод В.С.Курочкина)
Помните, что не существует истины в последней инстанции, что наука не знает пределов. Любой вопрос можно расширить, обобщить и углубить, если учесть не учтенное другими исследователями.
<< Назад | Содержание | На главную | Далее >> |