<< НазадСодержание | На главную Далее >>

Как готовить доклад, статью и выступать на научной конференции

Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Б.Пастернак

Поздравляем Вас!

Вы готовитесь к участию в конференции СНО со своими первыми научными результатами. Это значит, что у Вас есть Научный Руководитель, который ввел Вас в проблему, подсказал метод решения, способствовал успеху работы и тем самым избавил Вас от изнурительного труда и многих мучений, на которые обречен начинающий молодой исследователь. Но нет науки "студенческой" и науки "взрослой". Есть наука и ненаука ("паранаука") или "псевдоморфоза по науке", являющаяся средством социального приспособления и симуляции научной деятельности, но это не наш случай.

По Майклу Фарадею, научная работа включает три обязательных этапа: "work, finish, publish" ("работать, заканчивать, публиковать"). Если работа не закончена, или закончена, но не опубликована - ее не существует. Восприятие работы и научная репутация ее автора во многом зависят от того, как она опубликована. Доклад на конференции СНО - это первая публикация Вашей работы.

Конечно, Ваш Научный Руководитель позаботился о Вас и дал много полезных советов и указаний по подготовке доклада. Однако сейчас наука уже не есть "средство удовлетворения личной любознательности за государственный счет" (это определение принадлежит академику Л.А.Арцимовичу), и у Вашего Научного Руководителя слишком мало времени, чтобы предусмотреть многие важные детали. Это пособие окажется Вам полезным для составления докладов и выступлений не только на студенческих научных конференциях, но и при подготовке и защите курсовых и дипломного проектов, кандидатской и докторской диссертаций.

доклад

Прежде чем станешь писать, научись порядочно мыслить!
А выраженья за мыслью придут уже сами собою.
Гораций

Подготовка доклада на конференции СНО имеет примерно такое же значение, как и подготовка к сдаче экзамена. Только в процессе подготовки к экзамену студент по настоящему вдумывается в основные положения дисциплины, овладевает ее методологией и понятийным аппаратом.

Только в процессе подготовки и оформления доклада Вы по настоящему начинаете понимать постановку задачи, состояние проблемы, научное и практическое значение полученных Вами результатов. Доклад на научной конференции - это промежуточный финиш, ускоряющий и стимулирующий динамику развития Вашего профессионального мастерства. Текст доклада в принципе есть не что иное, как проект научной статьи.

Нет необходимости специально придумывать план Вашего доклада (статьи). Этот план давно разработан и канонизирован многими поколениями исследователей. Именно по этому плану составляются, например, все кандидатские и докторские диссертации. Напомним, что слово "план" происходит от латинского "планета", "планктон", то есть "блуждающий" (мыслями).

Вот этот план.

  1. Постановка проблемы (задачи) и ее актуальность (научное и практическое значение).
  2. Современное состояние проблемы (в той части, которая касается Вашей конкретной темы) и место Вашей конкретной темы в общей проблеме.
  3. Цель работы.
  4. Задачи, которые надо решить для достижения поставленной цели.
  5. Исходные материалы, привлеченные для выполнения работы (геолого-геофизические данные, петрофизические коллекции, программно-алгоритмическое обеспечение, технические средства и т.д.)
  6. Методики исследований, использованные в работе (известные ранее, усовершенствованные автором или оригинальные);
  7. Полученные результаты и их анализ (в диссертациях - защищаемые научные результаты и научные положения).
  8. Заключение и выводы. Научное и практическое значение полученных результатов.
  9. Личный вклад автора(ов).
  10. Благодарности тем, кто помогал в работе.
  11. Список литературы

При составлении письменного текста необходимо иметь в виду, что у каждого читателя существует определенный промежуток времени ("критический период запоминания"), в который должна укладываться каждая содержащаяся в сообщении доза информации. Этот период (период "схватывания глазом") имеет длительность от 0.1 до 0.5 секунды. Таким образом, в печатном тексте выражение каждой идеи или утверждения, каждой фразы должно укладываться в такого рода промежуток времени. При нарушении этого условия читатель будет вынужден возвращаться назад, то есть совершать излишнее усилие и затрачивать излишнее время.

Для того, чтобы рассуждение было понятным для слушателя, его смысловые компоненты (дозы или кванты информации) должны иметь такую длину, чтобы они умещались в отрезках текста, каждый из которых может быть прочитан за 4-8 секунд. При устном выступлении несоблюдение этого условия приведет к тому, что для слушателя такое рассуждение "пройдет мимо ушей". Заглавие доклада (статьи) должно быть по возможности кратким (не более 8-10 слов).

СТАТЬЯ

Только кончая задуманное сочинение, мы уясняем себе, с чего нам следовало его начинать.
Блез Паскаль
Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впечатлений, следственно к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных. Вдохновение нужно в поэзии, как в геометрии.
А.Пушкин

При написании текста самой трудной является наиболее ответственная часть статьи - ее начало. Как правило, начальные фразы получаются примитивными, малосодержательными, банальными и неуклюжими. Не падайте духом: "мотор" только разогревается. Не смущайтесь, и продолжайте. Нужная первая фраза появится пятой или десятой по счету, и все предыдущие Вы с облегчением уничтожите. Никогда не начинайте статью словами "Как известно,...". Никогда не пользуйтесь штампом "Это связано с тем..." ("Это объясняется тем...").

Но не обязательно начинать писать статью с начала. Начните с конца - гораздо проще начать с Заключения, описать основные результаты работы и выводы. Составление подрисуночных подписей и списка литературы - тоже далеко не мелочи. Напишите другие разделы статьи, и вновь обращайтесь к ее началу. Трудности возникнут снова, но преодолеть их будет уже гораздо легче.

Первая страница статьи должна содержать:

  1. Полное название статьи.
  2. Сокращенное название (для колонтитулов).
  3. Фамилию, И.О. автора(ов) с полным почтовым адресом(ами). Для коллективных работ - имя автора, по адресу которого будет открыта переписка с читателями.
  4. Реферат объемом не более 80 слов для статей или краткую аннотацию для технической заметки.
  5. Графики и таблицы (на отдельных листах) помещаются после текста, их место в тексте отмечается на полях.

Текст печатается на одной стороне листа формата А4. С левой стороны остаются поля для подшивки - 25 мм; с правой - 20 мм. Текст набирается в редакторе Microsoft Word 6.0/7.0 шрифтом Times New Roman Cyr (Times DL) или Arial Cyr, кегль 12, межстрочный интервал - 15 пунктов. Подписи к рисункам печатаются на отдельном листе. Имена авторов и номер указываются на обратной стороне каждого рисунка. Используется международная система единиц SI (при использовании других единиц указывается переходный коэффициент).

Литературные ссылки даются в алфавитном порядке по первому автору (для коллективных работ) и году издания.

Два экземпляра текста с рисунками сдаются в редакцию на бумажном носителе, и в виде файлов - на дискете.

Уровень и качество работы читатель может определить по Введению, Заключению и списку литературы практически мгновенно, "на вскидку". Природа красива и гармонична. Чем ближе подошел исследователь к пониманию природных закономерностей и процессов, тем красивее его работа. В статье эта красота проявляется в ее архитектуре (построении), логике рассуждений, четкости языка и формулировок, использовании схем и таблиц, облегчающих понимание работы. Чем фундаментальнее и важнее изучаемая проблема, тем короче обоснование актуальности работы: емкость знания тем больше, чем в меньшем количестве знаковых средств удается его выразить.

Даже при очень беглом знакомстве со статьей отношение автора к своей работе сразу раскрывается по качеству графики (рисунков). Если автор выполнил работу с любовью, без конъюнктурной спешки, графика тщательно продумана, выразительна, легко читаема, доставляет эстетическое удовольствие, вызывает уважение и доверие к автору. Хорошая иллюстрация лучше 1000 слов! Некрасивая и неряшливая графика свидетельствует о том, что работа сделана "холодными руками", интересных результатов в ней быть не может.

Если автор работает в "кипящем слое", он цитирует свежие работы (отечественные и зарубежные). Если Вы претендуете на новизну фундаментальных принципов и понятийного аппарата, Вы можете цитировать Библию, древних философов, протопопа Аввакума, Эйнштейна, Бертрана Рассела, Льюиса Кэролла и других корифеев всех времен и народов. Это значит, что Вы стоите выше обыденности и видите глубже и дальше. Это стиль больших мастеров (но они не нуждаются в наших рекомендациях).

Статья должна иметь четкую структуру, внутренние озаглавленные разделы (подразделы).

Итак, сначала определяется тема работы и обосновывается ее актуальность.

Далее определяются цель работы и задачи (методические, конструкторские, экспериментальные, теоретические, программно-алгоритмические, и т.д.), которые необходимо решить для достижения поставленной цели.

Важно подчеркнуть, в чем именно заключается новизна и оригинальность Вашего подхода (постановки задачи, объекта исследования, экспериментального или теоретического метода, технического устройства и т.д.). На этом заканчивается постановочная часть статьи, и вы уже определили ее логические блоки (описание объекта, постановка проблемы, промежуточные задачи, методы исследования, полученные результаты, их обсуждение, выводы и Заключение). Каждый такой блок - это раздел статьи со своим собственным заголовком.

Стремитесь к максимальной простоте и ясности изложения. Наука состоит в том, чтобы кажущееся сложным сделать простым, а не наоборот. Не превращайте статью в телеграфное сообщение. Не надо конкретную прикладную задачу излагать на языке функционального анализа. Не руководствуйтесь принципом: "Если дурак-читатель статью не понимает, тем хуже для него".

Подведем итоги, приведя следующие правила: "Статья должна строиться так же, как в газете: информативное заглавие; суть, излагаемая в первом же абзаце; основные факты, излагаемые в следующих абзацах; небольшие главки, посвященные частным, менее значительным деталям; обязательные четкие выводы из главок и статьи в целом; никаких "конспектов на будущее". Если у Вас есть несколько вопросов, о которых хочется сказать, значит, нужно написать несколько статей, ибо основное правило таково: одна статья - одна мысль; если мыслей в статье три, то потеряются все три". В геофизике следовать этому правилу, к сожалению, удается не всегда. При изучении взаимосвязанных природных закономерностей стоит вытянуть одно звено, как за ним потянется целая цепочка.

Уже в аннотации (реферате) надо убедить читателя, что ему необходимо Вашу статью прочесть. Нужно изложить выводы так, чтобы он их сразу усвоил, и оценил их высокую практическую (познавательную) ценность. Каждый раздел или параграф должен строиться так, чтобы уже начало чтения давало основную информацию. Уделяйте сугубое внимание эксперименту (фактическим данным). Теоретические результаты особенно убедительны, если они подтверждены экспериментальными данными.

Заключительный раздел статьи - концентрат всей работы. Он состоит из двух подразделов (специальными заголовками они не выделяются). Первый подраздел - констатирующий - служит как бы замыканием постановочной части статьи. В нем Вы показываете, что поставленные задачи решены, и цель работы достигнута. Здесь Вы подчеркиваете оригинальность постановки, методики или технологии Вашего исследования, обеспечивших успех, и позволивших получить новые результаты. Второй подраздел - результативно-аналитический. В нем Вы перечисляете и комментируете результаты работы, их научное и практическое значение. Отдельные фразы из предыдущих разделов статьи в Заключении можно повторять дословно. Наконец, если это возможно (это возможно не всегда), постарайтесь сформулировать научное положение или положения, выткающее(ие) из полученных результатов. Научное положение - это развернутая фраза, утвердительно раскрывающая суть (механизм, процесс, природу) некоторого явления или закономерности. Если Вы не поднялись на уровень обобщения собственных результатов и за деревьями не увидели леса, - научное положение вместо Вас сформулирует кто-нибудь другой. И это будет совсем другая статья, автором которой Вы уже не будете.

Полезно иметь в виду, что текст научной статьи является выразительным портретом ее автора. Этот "автопортрет" объективно отражает добросовестность, профессиональное мастерство, широту кругозора, культурный уровень (в первую очередь, культуру речи, которая отражает культуру мышления), безжалостно обнажает кокетство, самолюбование, наукообразие, стремление придать банальности и пустоте видимость глубокомыслия, и многое другое. Не старайтесь казаться умным: эти старания приведут к совершенно противоположному результату.

Не засоряйте русский язык необоснованным использованием иностранных слов (это одно из проявлений наукообразия и кокетства).

Заключительный этап работы над текстом состоит в том, чтобы выкинуть все лишние слова, повторения, упростить длинные фразы, расставить знаки препинания, вымести "словесный мусор". М.Горький называл этот этап литературной работы "ловлей блох".

Такова технология написания статьи.

Подобно тому, как космонавт не может выходить в Космос, если считает, что идет на подвиг, не является подвигом и написание статьи. Это необходимый, обязательный, даже будничный, элемент нормальной исследовательской работы. Далеко не всегда в своих рассуждениях исследователь соблюдает правила строгой диалектической логики. Дефекты и неполнота работы выявляются только тогда, когда постулаты, аргументы и выводы находят свое текстовое выражение: чем больше человек знает, чем больше мыслей в голове, тем больше путаницы в мыслях.

Иногда автору кажется, что он попал в тупик: ему не хватает слов, он не может сформулировать результат или положение, которое ему кажется очень важным. Это значит, что ему крупно повезло - он подошел к открытию нового понятия, для которого еще не придумано названия и не дано определения.

Но вот первоначальный план статьи выполнен, и автор оценивает свое творение. Вроде бы есть все, что нужно по плану, но мысль, спотыкаясь чуть ли не на каждом логическом шагу, тащится по тексту с большим трудом. Результат удручающий. Впечатлительный молодой исследователь ощущает себя полной бездарностью. Не падайте духом и не переживайте! Впереди у Вас- радостная и окрыляющая неожиданность.

Именно теперь наступает кульминационный момент работы или момент истины, ради которого и пишется статья (публикация - вовсе не самоцель, если речь не идет о диссертации). Статья обретает способность самоорганизации и, как живой организм, начинает жить собственной жизнью. Она начинает вразумлять и учить своего автора.

Вдруг оказывается, что теоретический вывод может быть построен короче и красивее, что для подтверждения сформулированного результата необходимо проделать дополнительные расчеты и (или) выполнить специальные эксперименты, и т.д. Иногда какой-то второстепенный вопрос, первоначально не привлекавший к себе особого внимания, вдруг начинает разрастаться и задвигать исходную задачу на задний план. Вырисовывается совершенно новая проблема, может быть, даже существенно более крупного калибра, чем исходная. Как говорится, "хорошая мысля приходит опосля". Приходится отодвинуть статейную писанину в сторону, и приступить к реализации плана продолжения работ, который "предложила" Ваша статья. Потом статья переписывается заново и сдается в печать, но исследовательский процесс продолжается.

Эффект "самоорганизации" произведения искусства или художественной литературы - известный факт. Возможно, он присущ продукту любого творческого процесса. Пушкин во время работы над романом "Евгений Онегин" в письме к П.А.Вяземскому поделился свои изумлением: "Экую штуку удрала моя Татьяна, - взяла да и вышла замуж!". Пушкин этого совершенно не ожидал.

В научной работе эффект самоорганизации имеет особенно важное значение, но ничего мистического в этом нет. По мере того, как исследователь углубляется в понимание явления, направления и логика его мыслей во все большей степени управляются не им самим, а природой изучаемого явления. Красота и гармоничность природы передаются Вашим мыслям.

Когда статья, наконец, закончена, Вы читаете и воспринимаете ее так, как если бы она была написана кем-то другим, и удивленно спрашиваете сами себя: "Откуда взялся этот гениальный текст? Неужели это я его написал?". Вам кажется, что вы выросли на целую голову. Чувство удовлетворения является главной наградой за Ваши труды.

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Указую держать речь не по-писанному, а токмо словами, дабы дурь всякого была видна.
Петръ I
Что нужно оратору? - Жесты, жесты и жесты!.
Демосфен
Не надобно проповеднику шататися вельми, будто весломъ гребетъ. Не надобно руками всплескивать, смеятися, да ненадобно и рыдать; но хотя бы и возмутися духъ, надобно елико можно унимать слезы.
Петръ I

Ораторское искусство всегда имело очень важное значение в общественной жизни. Ему посвящено необозримое количество книг и статей. Одной из лучших считается книга известного американского психолога Д. Карнеги [8]. Вы прочтете ее с пользой и удовольствием. Однако все исследования посвящены исключительно политическим ораторам (а современные - еще и торговой рекламе). Эти ораторы обращаются прежде всего к эмоциям слушателей, их задача - убедить и внушить. Задача докладчика на научной конференции или деловом совещании другая - доказать , обосновать. Актерские приемы, уместные на театральной сцене, здесь будут выглядеть просто смешно.

В устном докладе содержание работы необходимо излагать по возможности короткими, четкими фразами. Мысли должны быть ясно выраженными, без усложнения излишними эпитетами, придаточными предложениями и деепричастными оборотами. Не считайте, что Вас слушают сплошь одни корифеи.

При изложении доклада не "по бумажке" необходимо логично, четко, не спеша излагать содержание, стараясь акцентировать внимание слушателей на наиболее важном и интересном. Если Вы чувствуете неуверенность или обнаруживаете недостаток времени для устного изложения, лучше все-таки доклад читать "по бумажке".

Не превышайте установленного для доклада отрезка времени. Заранее проведите хронометраж своего выступления и, при нехватке времени (его всегда не хватает) - отсеките все второстепенное. Хронометраж выступления удобно делать по магнитофонной записи. Дефекты собственного выступления особенно заметны, когда Вы слышите его "со стороны". Желание дать максимум информации в ограниченное время приводит к спешке; выступление оказывается смазанным, недоходчивым, аудитория его плохо воспринимает, и в результате - теряет интерес и к Вам, и к Вашей работе.

Сказанное выше относительно построения статьи полностью справедливо и для текста устного выступления (доклада). Не затягивайте вступительную часть доклада, быстрее переходите к сути работы (берите "быка за рога"). Выводы должны быть краткими и четкими.

Заранее зная, что Вы не успеете членораздельно описать все свои достижения, спровоцируйте аудиторию на вопросы. Для этого скажите мимоходом, что такие-то и такие-то "принципиально важные детали" Вы вынуждены опустить из-за нехватки времени. Аудитория "заглотнет наживку", Вы получите дополнительное время, а в возникшей после этого дискуссии сможете узнать много интересного, увидеть свою работу с новых, неожиданных для Вас, точек зрения.

Каждая минута устного выступления (как и время личного профессионального общения) ценится очень высоко. Для подтверждения приведем выдержку из официального регламента тематической конференции американского Общества профессиональных геофизиков-интерпретаторов (SPWLA) "Improving Reservoir Evaluation and Geosteering With Log Modeling" ("Усовершенствованная оценка коллекторов с использованием моделирования данных ГИС"), состоявшейся в апреле 1997г. в Техасе:

"На заседаниях секций продолжительностью 4 часа каждое будут заслушаны только два приглашенных доклада продолжительностью по 15 минут(!) с 15-ти минутным(!) обсуждением каждого. После этого участникам секции предоставляется по пять (!!) минут для выступлений с десятиминутным (!!!) обсуждением каждого выступления".

Чем короче выступление, тем большего времени для подготовки оно требует. Помните, что Ваш доклад будет оцениваться не по количеству произнесенных слов. Всегда строго соблюдайте регламент. Ничто так не раздражает, как докладчик, не соблюдающий регламент. Как бы ни был интересен Ваш доклад, ни следующий докладчик, ни аудитория, ни председательствующий не согласятся, чтобы Вы превысили отведенное Вам время. Захват чужого времени считается каннибализмом.

Вопросы, как правило, задают после выступления. Оставьте для них 5 минут от отведенного Вам времени. Если вопросов не возникает, можете использовать это время для разъяснения ключевых положений доклада. Обычно после обсуждения секционных выступлений следует неформальное общение с заинтересованными коллегами в непринужденной обстановке.

Инструктируя П.Л.Капицу, как докладывать в Лондонском Королевском обществе (английская Академия наук), Э.Резерфорд наставлял его: "Поменьше показывайте диапозитивов. Когда темно в зале, слушатели, пользуясь этим, покидают зал". Сегодня это наставление не действует. На современных научных конференциях, в том числе и международных, очень часто доклады состоят из одних лишь комментариев к демонстрируемой графике.

Иллюстрации к докладу (слайды для каруселей или прозрачки для оверхед-проекторов) во время выступления служат Вашим путеводителем. Они должны быть яркими, лаконичными и легко воспринимаемыми, количество надписей на них - минимальным. Не стремитесь поместить на экране как можно больше буквенной и цифровой информации. Оставьте только самое необходимое. Не пишите длинных подрисуночных подписей и определений, пользуйтесь общеизвестными сокращениями. Помните, что картинка показывается на экране короткое время и восприятие помещенной на ней информации должно быть быстрым. Демонстрируйте на картинках только самое существенное, не распыляйте внимание аудитории. Каждая иллюстрация должна преследовать свою цель. Текст и графики должны подкреплять друг друга. В выступлении Вы можете использовать большее число иллюстраций, чем помещено в письменном докладе.

В дополнение к основным картинкам рекомендуется сделать следующие текстовые:

  1. Названия Вуза, факультета и кафедры, название доклада, перечень авторов и научных руководителей;
  2. Названия основных разделов (план) доклада;
  3. Заключение (Выводы) по докладу.

Это поможет Вам сэкономить время представления доклада и сконцентрировать внимание аудитории на главном, основном.

Очень важна самооценка полученных результатов. Нет ничего дороже сделанного собственными руками. И если увлеченный молодой исследователь преувеличивает значение своей работы - это не грех, и Научный Руководитель вряд ли станет гасить огонь Вашего энтузиазма. Заканчивая доклад на студенческой конференции, Вы смело можете сказать, например: "Оценив величину структурного коэффициента в формуле Дахнова-Арчи по данным измерений на трех образцах керна, я повернул вектор развития мирозданья в направлении уменьшения энтропии". Почтенное жюри немедленно проснется, чтобы разбудить остальную аудиторию и присудить Вам поощрительную премию уже за глобальность Вашего мышления. Зато если Вы не сможете сказать, зачем вообще нужна Ваша работа, - Вас деликатно размажут по стенке.

Выступление должно завершаться выводами: "следовательно...", "таким образом...". В конце выступления не забудьте поблагодарить своего Научного Руководителя и всех, кто помогал Вам в работе. Заключительная фраза выступления стандартна: "Я закончил, благодарю за внимание".

Во время выступления будьте сдержаны - не кричите в микрофон (а при отсутствии микрофона - не стесняйтесь говорить громко и весело), не размахивайте руками, не прыгайте и не танцуйте, не ложитесь на кафедру, не утирайте пот мятым носовым платком, не рыдайте, не отворачивайтесь от аудитории, обращаясь к потолку или окнам. Смотрите в глаза слушателям, циклически сканируя своим орлиным гипнотизирующим взглядом ряд за рядом. Каждый будет думать, что Вы обращаетесь именно к нему, и будет очень польщен Вашим вниманием. Даже геологи перестанут заниматься посторонними делами, и будут Вас внимательно слушать.

Похвалу в свой адрес принимайте с подобающей скромностью. "Похвала всегда приводит в смущение: не знаешь, что ответить, не находишь нужных слов. Да и как можно ответить на комплимент! Меня хвалили великое множество раз, и я всегда смущался, я каждый раз чувствовал, что можно было бы сказать гораздо больше!" (Марк Твен).

<< НазадСодержание | На главную Далее >>