Содержание | На главную Далее >>

Введение

Великое есть дело постигать во глубину земную разумом, куда рукам и оку досягнуть возбраняется натурою; странствовать размышлениями в преисподней, проникать рассуждением сквозь тесные расселины, и вечной ночью помраченные вещи и деяния выводить на солнечный свет.
М.В.Ломоносов
В биосфере существует великая геологическая, может быть, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе, в представлениях научных или имеющих научную основу... Эта сила есть разум человека, его устремленная и организованная воля, как существа общественного.
В.И.Вернадский

На рубеже 3-го тысячелетия расширение объема знаний, накопленных человечеством, превратило в проблему способ их усвоения. Ускорение научно-технического прогресса увеличило объем активного времени, затрачиваемого людьми на получение новых знаний, на выявление новых законов природы и общества. В студенческие годы развитие интеллекта характеризуется максимальной за всю жизнь человека скоростью мыслительных и логических процессов. Великие ученые и педагоги всегда мечтали о превращении учебы в процесс активного познавательного творчества или в процесс творческого познавания. Они желали своим ученикам почувствовать в жизни непередаваемое счастье творчества, акта СОВЕРШЕННОГО ОТКРЫТИЯ.

В конце ХХ века полученные знания устаревают гораздо быстрее, чем в его начале. Если раньше полученных знаний специалисту хватало на 10-15 лет, то теперь этот срок сократился в 3 - 5 раз. Это значит, что приходится всю жизнь учиться и переучиваться, заниматься самообразованием. В современных условиях необходимо уметь самостоятельно пополнять свои знания, быстро ориентироваться в стремительном потоке научно-технической информации.

Обеспечение запасами минерального сырья, улучшение географического размещения минерально-сырьевых и энергетических ресурсов, возможно только на основе научно-технического прогресса, ускорения темпов внедрения новейших достижений науки и техники и технического перевооружения геолого-разведочных работ. Прирост запасов полезных ископаемых осуществляется в основном за счет выявления глубокозалегаюших нефтяных и газовых залежей, месторождений, расположенных на шельфе морей и океанов, скрытых рудных месторождений. В связи с этим резко возрастает значение научно обоснованного глубинного и крупномасштабного прогноза месторождений, совершенствования методики поисково-разведочных работ на основе широкого применения геофизических методов, разработки и использования высокопроизводительных технических средств, новейших геоинформационных технологий.

Накануне XXI века перед нефтегазовой геологией России впервые остро встала проблема обеспечения текущей добычи приростом извлекаемых запасов. Ресурсная база нефтедобывающей промышленности страны сокращается. Суровая необходимость вынуждает оптимизировать комплекс геофизических исследований скважин (ГИС), внедрять и применять высокоинформативные методы и модификации, прогрессивные технологии интерпретации. Успешное решение возникающих проблем опирается на новые технические возможности и повышение качества измерений, методик обработки и интерпретации данных, метрологического обеспечения и эталонной информации. При этом снижение стоимости и финансового риска геолого-разведочных работ происходит одновременно с ростом стоимости геолого-геофизической информации.

Изобретение персонального компьютера ознаменовало вступление человечества на порог новой цивилизации. Это информационное общество, в котором уже не столько вещество и энергия, сколько информация и научные знания становятся основными объектами и результатами деятельности человека.

Радикально изменился труд исследователя в области естественных наук, в особенности - геофизика. Ведь основной результат деятельности геофизика - это информация о составе и строении земных недр. Геоинформационные технологии позволяют в считанные мгновения получать на экране компьютера изображения каротажных диаграмм, перемалывать огромные цифровые массивы, выполнять комплексную петрофизическую интерпретацию данных, коррелировать геологические разрезы, строить пространственную динамическую модель месторождения.

Геофизические методы исследования скважин - авангардная область познания недр Земли. Методы ГИС отличаются большим разнообразием и используют все виды физических полей (электрические, электромагнитные, тепловые, ядерных излучений, гравитационное, механических напряжений). Ни одна геологическая задача не может быть решена каким-то одним из методов ГИС в отдельности. Отсюда вытекает принципиальная комплексность применения методов ГИС и интерпретации получаемых результатов.

Непрерывная количественная информация об изменениях по разрезам скважин минерального (изотопного) состава и свойств горных пород in situ на глубине нескольких километров извлекается на основе телеметрического исследования физических полей естественного и искусственного происхождения. Эта информация воспринимается, передается на земную поверхность и документируется в цифровой и графической формах с помощью геофизических информационно-измерительных систем (ГИИС). Геофизические ИИС представляют собой аппаратурно-методические комплексы, включающие в себя скважинные приборы с датчиками (сенсорами) физических полей, каналы связи и методики интерпретации с соответствующим метрологическим и программно-алгоритмическим обеспечением.

Прогресс микроэлектроники и микропроцессорной техники, стремительный рост емкостей магнитных и оптических носителей информации, уже сегодня практически сняли технические ограничения для обработки огромных цифровых массивов в режиме реального времени. Появилась возможность визуализации результатов комплексной интерпретации при моделировании месторождений не только в пространстве, но и во времени (в шкале геологического времени). Гидродинамическое моделирование коллекторов становится инструментом управления залежью на всех этапах ее разработки.

Развитие компьютерных технологий комплексной интерпретации данных ГИС дало мощный стимул к развитию теории методов ГИС, совершенствованию их интерпретационных и петрофизических моделей, метрологического обеспечения.

Однако снятие технических проблем не только не ослабило, но наоборот, обострило научно-методические проблемы, связанные с преодолением недостатков интерпретационно-метрологического обеспечения и петрофизического обоснования отдельных методов.

Профессиональный уровень инженера определяется его фундаментальными, общеинженерными и общетехническими знаниями, навыками самостоятельного исследования, конструирования, проектирования, способностью экономически оценивать принимаемые решения. Предъявляются повышенные требования к комплексу организаторских, исполнительских, волевых качеств самого работника, к его умению оперативно, настойчиво и последовательно проводить в жизнь принятые решения.

Кафедра геофизических информационных систем (ГИС)имеет многолетний опыт проведения учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) и научно-исследовательской работы студентов (НИРС). Научные работы студентов кафедры неоднократно отмечались дипломами, медалями и премиями Всероссийских, общемосковских, других смотров-конкурсов студенческих работ.

Многие выпускники кафедры стали известными учеными, академиками, высокоавторитетными специалистами, руководителями научных и производственных предприятий нефтегазовой отрасли. Назовем хотя бы некоторых из них. Это - В.М.Добрынин (Почетный академик РАЕН, заведующий кафедрой ГИС РГУ НГ имени И.М.Губкина, постоянный член Оргкомитета Мировых нефтяных конгрессов), Э.М.Галимов (академик РАН, директор института геохимии и аналитической химии им. В.И.Вернадского), Р.Л.Салганик (академик Новосибирского отделения РАН), В.В.Стрельченко (академик РАЕН, проректор РГУ НГ им.И.М.Губкина, профессор кафедры ГИС), члены-корреспонденты РАЕН М.М.Элланский (профессор кафедры теоретических основ поисков и разведки месторождений нефти и газа РГУ НГ), Н.Н.Михайлов (зав. лабораторией нефтеотдачи Института проблем нефти и газа РАН), Г.М.Золоева (профессор кафедры ГИС), К.Н.Миловидов (профессор, зав. кафедрой экономики РГУ НГ имени И.М.Губкина), Ю.И.Горбачев (зав. кафедрой геофизики, зам. декана геофака МГУ им. М.В.Ломоносова), профессора В.И.Петерсилье (директор ВНИГНИ), Г.С.Кузнецов (зав. кафедрой ГИС Тюменского индустриального института), ведущий научный сотрудник Schlumberger-Doll Research (США) В.Л.Друскин, и многие, многие другие. Среди выпускников немало работников Министерств: Д.Г.Байков (главный специалист управления геофизики Мингео СССР, исполнительный директор ЕАГО); Ш.К.Гергедава (генеральный директор СоюзГазГеофизики); П.И.Дворецкий (зам. начальника геологического управления РАО Газпром); В.Ф.Антропов (нач. Производственного отдела геофизических работ Минтопэнерго).

Многие производственно-исследовательские организации создавались нашими выпускниками: ВолгоградНИПИНефть (директор В.Г.Калинин); ВНИИНефтепромгеофизика (директор В.В.Лаптев, в настоящее время - генеральный директор НПФ "Геофизика"); ВНИИГИС (зам. директора А.И.Фионов, лауреат госпремии, зав. отделением "Объект НПЦ "ТверьГеофизика"); ТатНИПИНефть (зам. директора лауреат госпремии С.А.Султанов); ТюменВНИИГеофизика (зам. директора В.С.Кудрявцев). За рубежом геофизическое образование возглавили наши выпускники Т.Куртев и Т.Велинов (Болгария), Селим Зейдан (Египет, Ливия), Али Насер (Каирский университет), и др.

Все они испытали незабываемую радость общения с замечательными Учеными и Педагогами, под непосредственным руководством, при поддержке или под влиянием которых они сделали свои первые шаги в науке. Среди этих Учителей на младших курсах были: профессора и доценты Владимир Иванович Григорьев, Елена Васильевна Колесова, Андрей Андреевич Сафонцев, Надежда Николаевна Сорокина, Исаак Абрамович Чарный, Владимир Николаевич Щелкачев, Леонид Васильевич Пустовалов, Михаил Михайлович Кусаков, Татьяна Александровна Лапинская и другие; на старших курсах - профессора Владимир Николаевич Дахнов, Вера Николаевна Кобранова, Лев Александрович Рябинкин, Вячеслав Васильевич Ларионов, Валерий Макарович Добрынин, Борис Юрьевич Вендельштейн, Сергей Александрович Ловля, доценты Мария Геннадиевна Латышова, Евгений Альфредович Нейман, инженер Елена Сергеевна Калугина, и другие. На смену старшим поколениям пришли новые, и выпускники других факультетов назвали бы еще много имен.

Под УИР понимается работа студентов, дающая им необходимые навыки научно-технической творческой, исследовательской, деятельности. Под НИРС понимается такая работа, в которой получен новый для науки или техники результат.

Значение УИРС на младших курсах заключается в том, что здесь выявляются и развиваются способности студентов к самостоятельной творческой работе. Для студентов старших курсов УИР - неотъемлемая часть всех видов учебного процесса.

Основатель кафедры ГИС профессор Владимир Николаевич Дахнов (1906- 1984) - создатель нового направления в изучении недр Земли, основанного на комплексном использовании результатов интерпретации данных геофизических методов исследования скважин и петрофизики. Он создал не только кафедру, но и свою научную школу.

С 1981 года кафедрой заведует Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Почетный академик Российской академии естественных наук, доктор геолого-минералогических наук, профессор Валерий Макарович Добрынин.

Кафедра ГИС готовит:

Направления научных исследований кафедры:
- "Геофизические исследования скважин" (по рубрикатору ГРНТИ: №385725);
- "Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых" (
по рубрикатору ВАК: 04.00.12);
- "Физика твердой Земли" (04.00.12).

Проведение УИРС и индивидуальная работа со студентами на кафедре ГИС обеспечиваются широким и активным участием в этой работе преподавателей, научных сотрудников, аспирантов и стажеров, регулярной работой научного семинара, привлечением студентов к исследованиям по госбюджетной и хоздоговорной тематике. При индивидуальной работе научного руководителя со студентом в максимальной степени проявляется личное влияние наставника на воспитание у студента высокой профессиональной культуры, широкого научного кругозора.

Плановая исследовательская работа выполняется студентами в подразделениях РГУ НГ, в отраслевых научно-исследовательских и производственных предприятиях в часы, предусмотренные учебным расписанием, а также в часы, отведенные на самостоятельную работу. Учебными лабораториями кафедры являются: лаборатории промысловой геофизики, аппаратуры и оборудования, электрометрии, термометрии и акустических методов, петрофизики, радиометрии скважин, интерпретации геофизических исследований скважин и вычислительный центр кафедры.

К научно-исследовательским лабораториям кафедры относятся: отраслевые лаборатории геотермии и промыслово-геофизических проблем, лаборатория изучения физических свойств горных пород при высоких давлениях. Лаборатории оснащены современной геофизической аппаратурой и измерительными приборами, необходимыми для проведения лабораторных занятий и научно-исследовательских работ.

По комплексным темам студенты проводят исследования под руководством специалистов и с использованием технической базы отраслевых научно-исследовательских, проектных и производственных организаций.

Первое издание настоящего пособия было подготовлено в 1981г. в связи с введением УИРС в учебные планы и программы дисциплин, определяющих профессиональную подготовку молодых специалистов в области геофизических методов поисков и разведки месторождений полезных ископаемых (в первую очередь, нефти и газа). Оно имеет целью своевременное ознакомление студентов с задачами и направлениями УИРС (НИРС), с основными элементами и методами научных исследований. Настоящее издание переработано и существенно дополнено. Пособие адресовано студентам и аспирантам специальности "геофизические методы поисков и разведки месторождений нефти и газа" для использования в течение всего периода обучения в институте и аспирантуре. Пособие может быть полезно также для специалистов промышленности - слушателей спецфакультета "Цифровая обработка геофизических данных по нефтяным и газовым скважинам на ЭВМ", студентов и аспирантов других специальностей.

Раздел "Поиск литературы и библиография" (и Приложения 4,5) составлен библиографом М.А.Осиповой, для второго издания он отредактирован зав. библиографическим отделом библиотеки РГУ НГ Ж.Б.Черныш. Раздел "Профессиональная информация в Интернете" составлен ведущим научным сотрудником Центральной геофизической экспедиции кандидатом технических наук Б.Н.Еникеевым1.

 Содержание | На главную Далее >>