<< Назад | Содержание | На главную | Далее >> |
Науки юношей питают...
М.В.Ломоносов
Чтобы усовершенствовать ум, надо
больше размышлять и меньше заучивать.
Р.Декарт
Совокупность деловых качеств, необходимых для профессии инженера, включает в себя высокий уровень профессиональных знаний, широкий кругозор, творческие способности и инициативность, развитое чувство ответственности, исполнительность и самодисциплину, организаторские навыки. Инженер должен проявить:
Наука приучает всех, кто к ней по-настоящему приобщается, к принципиальной последовательности во всех вопросах теории и практики, к решимости бороться против рутины и косности, к упорству в труде.
Чтобы успешно двигаться в науке, максимально сократить возможные блуждания и безуспешные поиски, сегодня каждому, кто занимается решением тех или иных проблем теории и практики, необходимо овладеть соответствующей методологической культурой. Определяющим элементом этой культуры является диалектико-материалистическое понимание действительности, на основе которого складывается характерная для каждой области система знаний.
Основными и наиболее важными формами НИРС в учебном процессе, охватывающими всех студентов во время их обучения, являются: учебно-исследовательская работа, курсовое проектирование и курсовые работы; производственная и преддипломная практика, дипломное проектирование. Дипломное проектирование - заключительный этап подготовки молодых специалистов в ВУЗе, проверка приобретенных знаний и навыков, умения самостоятельно применять полученные знания и творчески работать.
Как быстро развивающаяся научно-прикладная дисциплина, промысловая геофизика насыщена обилием эмпирических данных, что чрезвычайно затрудняет обучение и профессиональную подготовку специалистов. Поэтому в лекциях по спецкурсам большое внимание уделено разработке теоретического и понятийного аппарата, адекватного описанию закономерностей пространственного и пространственно-временного распределений физических полей в системе "прибор-скважина-пласт", разработке и изучению интерпретационно-алгоритмического и метрологического обеспечения методов ГИС. Все эти вопросы слабо отражены в существующих морально устаревших учебниках и учебных пособиях.
Перестройка высшего технического образования ориентирована на использование в качестве основы активного (исследовательского) метода обучения с сокращением времени, отводимого на пассивное усвоение информации, и радикальное усиление самостоятельной работы студентов (рисунок 1). Естественно, при этом существенно повышаются требования к качеству учебных пособий. Для закрепления лекционного материала и самостоятельной учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) предназначены лабораторные практикумы. Выполнение практических работ предполагает овладение навыками активного программирования (с использованием ЭВМ различных классов), индивидуальной и комплексной интерпретации данных ГИС, выработку алгоритмического мышления.
Задачи и программы УНИРС
Научись разумно спрашивать,
внимательно слушать,
спокойно отвечать, и умолкать, когда сказать
нечего.
И.Лафатер
Спросили мудреца, как достиг он таких
высот в науках.
-"Я не стыдился спрашивать, чего не знал", -
ответил тот. Саади
Задачами УНИРС являются:
Основная задача УИРС - углубление и творческое освоение профессиональной культуры инженера-геофизика. УИРС является составной частью учебного процесса и осуществляется в течение всего периода обучения в институте.
Программа УИРС для студентов I-II курсов
- Подготовка рефератов по общественным наукам.
- Основы библиографии (в курсе "Введение в специальность") и библиотековедения.
- Основы патентоведения (в курсе "Введение в специальность").
- Правила графического оформления инженерных и исследовательских работ (в курсе "Инженерная графика").
- Реферированное зарубежной научно-технической литературы по специальности (в курсе иностранного языка под руководством преподавателей кафедры иностранных языков и преподавателей кафедры ГИС). Рефераты докладываются на кружке СНО.
- Выполнение факультативных УИР.
- Участие в олимпиадах по общественным наукам, физике, математике, теоретической механике.
Отметьте успешное окончание первого курса! - Вступите сразу в три профессиональных геофизических общества.
Вступление в эти общества станет для Вас этапным моментом. Вы войдете в сообщество профессионалов, в их профессиональные клубы. Вы сразу окунетесь в наиболее актуальные научно-технические проблемы, увидите "живьем" матерых "спецов", сможете завязать личные знакомства. После выступлений подходите к любому докладчику, представляйтесь и, испросив разрешение, спрашивайте обо всем, что не поняли, задавайте любые, даже самые глупые, вопросы. Вас не четвертуют и не сожгут на костре: к сосункам зубры относятся очень доброжелательно. Ваше развитие пойдет вперед семимильными шагами. Учиться в институте станет гораздо легче и гораздо интереснее. Старшие коллеги помогут Вам выбрать наиболее злободневные темы для курсовых проектов и дипломной работы, собрать материалы, наконец, решить проблему трудоустройства (если сумеете зарекомендовать себя достойно). Для студентов всегда и всюду размер вступительного взноса (как и любых других платежей - за участие в научных конференциях, за льготные подписки, и т.д.) - чисто символический.
Программа УНИРС для студентов III курса
- Выполнение УИР - курсового проекта по курсу "Петрофизика".
- Выполнение элементов УИР в лабораторных и практических занятиях
- Реферирование отечественной и зарубежной научно-технической литературы по специальности. Рефераты докладываются на кружке СНО.
- Участие в хоздоговорных научно-исследовательских работах кафедры.
- Участие в работе научно-исследовательских семинаров кафедры и кружка СНО.
- Выполнение факультативных НИР.
Программа для студентов IV курса
- Проработка лекционного курса "Основы научных исследований"
- Выполнение УИР и НИР - курсовых проектов
- Участие в хоздоговорных научно-исследовательских работах кафедры,
- Реферирование отечественной и зарубежной научно-технической литературы по специальности.
- Участие в работе научно-исследовательских семинаров кафедры.
- Выступление в кружке СНО кафедры с изложением постановки исследований и полученных результатов.
- Доклад на кружке, на конференции СНО.
Примечание; специально для выполнения НИРС на 8-9 семестрах выделяется 140 часов (один день в неделю).
По одной теме может работать группа студентов, при этом каждый получает индивидуальное задание. НИРС может проводиться параллельно с курсовым проектом или опережать его. В последнем случае полученные результаты могут служить исходным материалом для курсового и последующего дипломного проектирования.
Программа УНИРС для студентов V курса
- Выполнение НИР - дипломного проекта по конкретной реальной проблематике, предусматривающей усовершенствование методов, аппаратуры, способов и алгоритмов интерпретации результатов геофизических исследований скважин, а также их петрофизического обоснования.
- Участие в работе научно-исследовательских семинаров кафедры.
- Участие в хоздоговорных исследованиях кафедры.
Доклад на кружке, на конференции СНО. Тематика студенческих научных исследований определяется основными научными направлениями, развиваемыми на кафедре ГИС.
Сроки выполнения УНИРС и формы отчетности
В процессе выполнения УНИРС студент встречается с Научным Руководителем по согласованному расписанию. Сроки выполнения УИРС, не регламентируемой учебным планом, определяются Научным Руководителем.
Срок сдачи законченных курсовых проектов - УИРС - не позднее 31 марта. Промежуточная отчетность проводится по основным этапам работы в следующие ориентировочные сроки:
Публичная защита УИРС проводится в форме доклада на кружке СНО или научном семинаре кафедры. Наиболее интересные законченные работы выдвигаются на ежегодную конференцию СНО института, проводимую в первой половине апреля, на общемосковский межвузовский, региональные смотры-конкурсы студенческих научных работ, ежегодный конкурс Евро-Азиатского геофизического общества.
По теме УИР студент обязан вести рабочий журнал. В журнал подробно (с четким указанием источников) вносятся сведения из прочитанной литературы, описания методик исследований, выполненных теоретических расчетов и опытов, табличные данные. Сюда же вклеиваются машинные распечатки, таблицы, графики, диаграммы, ксерокопии статей и авторских свидетельств. После каждой записи проставляется соответствующее календарное число. Наименования файлов отмечаются в рабочем журнале с краткими комментариями о полученных результатах. Файлы хранятся на жестком диске в директории с фамилией студента, чтобы Руководитель в любой момент мог проконтролировать ход работы. Резервные копии хранятся студентом на дискете.
Рабочий журнал является основным документом студента по ведению УИР (НИР) и регулярно просматривается Руководителем.
гуманитаризация образования
Специалист подобен флюсу. Полнота его - односторонняя.
К.Прутков.
Воспитание творческой личности, обладающей высоким духовным потенциалом и нравственной устойчивостью, невозможно без подлинной гуманитаризации технического образования, активной культурно-просветительской деятельности среди студентов. На кафедре ГИС она осуществляется в рамках учебной дисциплины "Проблемы специальности" (для студентов первого и второго курсов), и внеаудиторных занятий литературного кружка "История русской поэзии", созданного при кафедре по желанию студентов.
Литературный кружок работает беспрерывно уже 15 лет; его основатель и бессменный руководитель - Елена Сергеевна Калугина. Кружок давно вышел за рамки нашей кафедры, он посещается студентами и аспирантами всех факультетов. Занятия кружка проходят еженедельно (по четвергам) в помещении музея РГУ НГ. На занятиях кружка студенты получают углубленные и расширенные знания о развитии русской культуры - литературы, истории, архитектуры, философии с ХII века до современности. Полный курс занятий рассчитан на 4 года еженедельных трехчасовых встреч. Кружок не подменяет и не дублирует знания, получаемые студентами на гуманитарном факультете.
Работа кружка подкрепляется экскурсиями по Москве и другим историческим городам. Такие экскурсии состоялись по маршрутам: Остафьево - Молоди, городам Золотого Кольца, монастырям и соборам Троицко-Сергиевой Лавры, монастырь св. Пафнутия Боровского, Черниговский Гефсиманский скит, и др. В каждой экскурсии принимало участие 20 - 30 студентов и аспирантов, посещающих кружок, или обучающихся на кафедре ГИС.
В 1997г. в связи с 850-летием Москвы Е.С.Калугина при содействии историка В.Л.Махнача провела циклы лекций-рассказов, сопровождаемых показом слайдов, и лекций-экскурсий по историческим местам Москвы. Такие лекции и экскурсии проводились и ранее. Студенты знакомились с историей, архитектурными памятниками, культурным потенциалом Москвы. У студентов эти лекции и экскурсии неизменно вызывали большой интерес и пробуждали желание уже самостоятельно побольше узнать о Московских достопримечательностях и достижениях русской культуры.
В 96/97 гг. со студентами кафедры ГИС были проведены следующие мероприятия:
УНИРС на производственной и преддипломной практиках
Живому уму достаточно лишь немного
увидеть
и услышать, чтобы долго размышлять и
многое понять.
Джордано Бруно
Внутри каждой большой задачи сидит
много маленьких, пытающихся пробиться
наружу.
(Закон больших задач)
В процессе прохождения производственной и преддипломной практик студент приобретает опыт и навыки, необходимые для его дальнейшей самостоятельной работы. Поэтому студент должен ознакомиться не только с задачами, методами и технологиями геофизических исследований в районе производства работ, но и со связанной с ними технико-экономической и экологической информацией.
Творческий, исследовательский элемент работы здесь проявляется прежде всего в целеустремленном, углубленном изучении новейших достижений и методов промысловой геофизики, приемов комплексного исследования скважин, способов и алгоритмов количественной интерпретации.
Для понимания проводимых исследований в зависимости от их тематики целесообразно ознакомиться со следующими вопросами:
Особое внимание необходимо обратить на трудности, возникающие при проведении геофизических измерений в скважинах и при количественной интерпретации полученных результатов. Вернувшись на кафедру, Вы сможете с помощью Научного Руководителя и других специалистов кафедры специально более детально и глубоко изучить эти вопросы. Ваше творческое отношение к работе определит ценность отчета по практике и дипломного проекта для производственной организации, будет содействовать более тесной и оперативной связи между производством и кафедрой ГИС.
<< Назад | Содержание | На главную | Далее >> |