<< НазадСодержание | На главную Далее >>

УНИРС и повышение качества подготовки специалистов


Науки юношей питают...
М.В.Ломоносов

Чтобы усовершенствовать ум, надо
больше размышлять и меньше заучивать.
Р.Декарт

Совокупность деловых качеств, необходимых для профессии инженера, включает в себя высокий уровень профессиональных знаний, широкий кругозор, творческие способности и инициативность, развитое чувство ответственности, исполнительность и самодисциплину, организаторские навыки. Инженер должен проявить:

  1. Творческий, индивидуальный подход к каждой задаче, умение использовать для ее решения физические явления и процессы; применять новые виды микроэлектронной схемотехники, программируемых логических элементов, материалов, деталей и конструкций; эффективно использовать принципы, методы и результаты смежных областей науки и техники.
  2. Достаточное знание физики, математики и радиоэлектроники в тех разделах, которые соответствуют профилю работы (эксплуатация и конструирование средств геофизических исследований скважин; петрофизика и интерпретация результатов геофизических исследований скважин), умение пользоваться современными физическими, математическими и экспериментальными методами и приборами, включая ЭВМ.
  3. Широкую эрудицию в смежных областях знаний и умение взаимодействовать со специалистами смежных профилей - ставить перед ними задачи и критически относиться к предлагаемым решениям. Одной из центральных проблем Высшей школы является проблема единства профессиональной подготовки и мировоззренческой ориентации специалистов, проблема развития у них творческого мышления, умения самостоятельно углублять свои знания и применять их в жизни.

Наука приучает всех, кто к ней по-настоящему приобщается, к принципиальной последовательности во всех вопросах теории и практики, к решимости бороться против рутины и косности, к упорству в труде.

Чтобы успешно двигаться в науке, максимально сократить возможные блуждания и безуспешные поиски, сегодня каждому, кто занимается решением тех или иных проблем теории и практики, необходимо овладеть соответствующей методологической культурой. Определяющим элементом этой культуры является диалектико-материалистическое понимание действительности, на основе которого складывается характерная для каждой области система знаний.

Основными и наиболее важными формами НИРС в учебном процессе, охватывающими всех студентов во время их обучения, являются: учебно-исследовательская работа, курсовое проектирование и курсовые работы; производственная и преддипломная практика, дипломное проектирование. Дипломное проектирование - заключительный этап подготовки молодых специалистов в ВУЗе, проверка приобретенных знаний и навыков, умения самостоятельно применять полученные знания и творчески работать.

Как быстро развивающаяся научно-прикладная дисциплина, промысловая геофизика насыщена обилием эмпирических данных, что чрезвычайно затрудняет обучение и профессиональную подготовку специалистов. Поэтому в лекциях по спецкурсам большое внимание уделено разработке теоретического и понятийного аппарата, адекватного описанию закономерностей пространственного и пространственно-временного распределений физических полей в системе "прибор-скважина-пласт", разработке и изучению интерпретационно-алгоритмического и метрологического обеспечения методов ГИС. Все эти вопросы слабо отражены в существующих морально устаревших учебниках и учебных пособиях.

Перестройка высшего технического образования ориентирована на использование в качестве основы активного (исследовательского) метода обучения с сокращением времени, отводимого на пассивное усвоение информации, и радикальное усиление самостоятельной работы студентов (рисунок 1). Естественно, при этом существенно повышаются требования к качеству учебных пособий. Для закрепления лекционного материала и самостоятельной учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) предназначены лабораторные практикумы. Выполнение практических работ предполагает овладение навыками активного программирования (с использованием ЭВМ различных классов), индивидуальной и комплексной интерпретации данных ГИС, выработку алгоритмического мышления.

Задачи и программы УНИРС

Научись разумно спрашивать, внимательно слушать,
спокойно отвечать, и умолкать, когда сказать нечего.
И.Лафатер

Спросили мудреца, как достиг он таких высот в науках.
-"Я не стыдился спрашивать, чего не знал", - ответил тот. Саади

Задачами УНИРС являются:

  1. Овладение научным методом познания.
  2. Выработка самодисциплины; организованности, навыков планомерной систематической работы.
  3. Расширение профессионального и культурного кругозора.
  4. Развитие интереса к инженерно-исследовательской работе и уяснение ее общественной значимости.
  5. Овладение методами использования ЭВМ в исследовательской и производственной сферах.
  6. Освоение современной измерительной техники и методов экспериментального исследования.
  7. Приобретение навыков публичных выступлений и участия в дискуссии.
  8. Приобретение навыков литературной работы - библиографической, реферативной и авторской.

Основная задача УИРС - углубление и творческое освоение профессиональной культуры инженера-геофизика. УИРС является составной частью учебного процесса и осуществляется в течение всего периода обучения в институте.

Программа УИРС для студентов I-II курсов

  1. Подготовка рефератов по общественным наукам.
  2. Основы библиографии (в курсе "Введение в специальность") и библиотековедения.
  3. Основы патентоведения (в курсе "Введение в специальность").
  4. Правила графического оформления инженерных и исследовательских работ (в курсе "Инженерная графика").
  5. Реферированное зарубежной научно-технической литературы по специальности (в курсе иностранного языка под руководством преподавателей кафедры иностранных языков и преподавателей кафедры ГИС). Рефераты докладываются на кружке СНО.
  6. Выполнение факультативных УИР.
  7. Участие в олимпиадах по общественным наукам, физике, математике, теоретической механике.

Отметьте успешное окончание первого курса! - Вступите сразу в три профессиональных геофизических общества.

  1. Евро-Азиатское геофизическое общество (ЕАГО). Президент - член-корр. Российской Академии естественных наук профессор кафедры ГИС Н.А.Савостьянов, исполнительный директор - Д.Г.Байков. На кафедре ГИС ЕАГО представляет с.н.с. М.А.Беляков.
  2. Московское отделение Американского Общества профессиональных геофизиков-интерпретаторов (SPWLA). Президент - проф. С.Б.Денисов, ученый секретарь - Н.Б.Зингер. На кафедре ГИС Общество представляет проф. Д.А.Кожевников.
  3. Ассоциация ядерной геофизики России (АЯГ). Президентом Ассоциации является Президент Российской Академии естественных наук академик РАЕН О.Л.Кузнецов, исполнительный директор - А.В.Барановская. На кафедре ГИС Ассоциацию представляет ее вице-президент проф. Д.А.Кожевников.

Вступление в эти общества станет для Вас этапным моментом. Вы войдете в сообщество профессионалов, в их профессиональные клубы. Вы сразу окунетесь в наиболее актуальные научно-технические проблемы, увидите "живьем" матерых "спецов", сможете завязать личные знакомства. После выступлений подходите к любому докладчику, представляйтесь и, испросив разрешение, спрашивайте обо всем, что не поняли, задавайте любые, даже самые глупые, вопросы. Вас не четвертуют и не сожгут на костре: к сосункам зубры относятся очень доброжелательно. Ваше развитие пойдет вперед семимильными шагами. Учиться в институте станет гораздо легче и гораздо интереснее. Старшие коллеги помогут Вам выбрать наиболее злободневные темы для курсовых проектов и дипломной работы, собрать материалы, наконец, решить проблему трудоустройства (если сумеете зарекомендовать себя достойно). Для студентов всегда и всюду размер вступительного взноса (как и любых других платежей - за участие в научных конференциях, за льготные подписки, и т.д.) - чисто символический.

 

Программа УНИРС для студентов III курса

  1. Выполнение УИР - курсового проекта по курсу "Петрофизика".
  2. Выполнение элементов УИР в лабораторных и практических занятиях
  3. Реферирование отечественной и зарубежной научно-технической литературы по специальности. Рефераты докладываются на кружке СНО.
  4. Участие в хоздоговорных научно-исследовательских работах кафедры.
  5. Участие в работе научно-исследовательских семинаров кафедры и кружка СНО.
  6. Выполнение факультативных НИР.

 

Программа для студентов IV курса

  1. Проработка лекционного курса "Основы научных исследований"
  2. Выполнение УИР и НИР - курсовых проектов
  3. Участие в хоздоговорных научно-исследовательских работах кафедры,
  4. Реферирование отечественной и зарубежной научно-технической литературы по специальности.
  5. Участие в работе научно-исследовательских семинаров кафедры.
  6. Выступление в кружке СНО кафедры с изложением постановки исследований и полученных результатов.
  7. Доклад на кружке, на конференции СНО.

 

Примечание; специально для выполнения НИРС на 8-9 семестрах выделяется 140 часов (один день в неделю).

По одной теме может работать группа студентов, при этом каждый получает индивидуальное задание. НИРС может проводиться параллельно с курсовым проектом или опережать его. В последнем случае полученные результаты могут служить исходным материалом для курсового и последующего дипломного проектирования.

 

Программа УНИРС для студентов V курса

  1. Выполнение НИР - дипломного проекта по конкретной реальной проблематике, предусматривающей усовершенствование методов, аппаратуры, способов и алгоритмов интерпретации результатов геофизических исследований скважин, а также их петрофизического обоснования.
  2. Участие в работе научно-исследовательских семинаров кафедры.
  3. Участие в хоздоговорных исследованиях кафедры.
  • Доклад на кружке, на конференции СНО. Тематика студенческих научных исследований определяется основными научными направлениями, развиваемыми на кафедре ГИС.
  •  

    Сроки выполнения УНИРС и формы отчетности

    В процессе выполнения УНИРС студент встречается с Научным Руководителем по согласованному расписанию. Сроки выполнения УИРС, не регламентируемой учебным планом, определяются Научным Руководителем.

    Срок сдачи законченных курсовых проектов - УИРС - не позднее 31 марта. Промежуточная отчетность проводится по основным этапам работы в следующие ориентировочные сроки:

    1. До 15 ноября - подбор литературы, ознакомление и подбор материалов по теме, составление реферата, освоение методики теоретических расчетов (эксперимента).
    2. До 15 декабря - отладка программ, проведение численных расчетов на ЭВМ (выполнение экспериментальных исследований).
    3. До 15 февраля - продолжение и завершение расчетных и экспериментальных исследований, обработка и анализ полученных результатов.
    4. До 15 марта научному руководителю сдается на просмотр готовая вчерне работа.

    Публичная защита УИРС проводится в форме доклада на кружке СНО или научном семинаре кафедры. Наиболее интересные законченные работы выдвигаются на ежегодную конференцию СНО института, проводимую в первой половине апреля, на общемосковский межвузовский, региональные смотры-конкурсы студенческих научных работ, ежегодный конкурс Евро-Азиатского геофизического общества.

    По теме УИР студент обязан вести рабочий журнал. В журнал подробно (с четким указанием источников) вносятся сведения из прочитанной литературы, описания методик исследований, выполненных теоретических расчетов и опытов, табличные данные. Сюда же вклеиваются машинные распечатки, таблицы, графики, диаграммы, ксерокопии статей и авторских свидетельств. После каждой записи проставляется соответствующее календарное число. Наименования файлов отмечаются в рабочем журнале с краткими комментариями о полученных результатах. Файлы хранятся на жестком диске в директории с фамилией студента, чтобы Руководитель в любой момент мог проконтролировать ход работы. Резервные копии хранятся студентом на дискете.

    Рабочий журнал является основным документом студента по ведению УИР (НИР) и регулярно просматривается Руководителем.

     

    гуманитаризация образования

    Специалист подобен флюсу. Полнота его - односторонняя.

    К.Прутков.

    Воспитание творческой личности, обладающей высоким духовным потенциалом и нравственной устойчивостью, невозможно без подлинной гуманитаризации технического образования, активной культурно-просветительской деятельности среди студентов. На кафедре ГИС она осуществляется в рамках учебной дисциплины "Проблемы специальности" (для студентов первого и второго курсов), и внеаудиторных занятий литературного кружка "История русской поэзии", созданного при кафедре по желанию студентов.

    Литературный кружок работает беспрерывно уже 15 лет; его основатель и бессменный руководитель - Елена Сергеевна Калугина. Кружок давно вышел за рамки нашей кафедры, он посещается студентами и аспирантами всех факультетов. Занятия кружка проходят еженедельно (по четвергам) в помещении музея РГУ НГ. На занятиях кружка студенты получают углубленные и расширенные знания о развитии русской культуры - литературы, истории, архитектуры, философии с ХII века до современности. Полный курс занятий рассчитан на 4 года еженедельных трехчасовых встреч. Кружок не подменяет и не дублирует знания, получаемые студентами на гуманитарном факультете.

    Работа кружка подкрепляется экскурсиями по Москве и другим историческим городам. Такие экскурсии состоялись по маршрутам: Остафьево - Молоди, городам Золотого Кольца, монастырям и соборам Троицко-Сергиевой Лавры, монастырь св. Пафнутия Боровского, Черниговский Гефсиманский скит, и др. В каждой экскурсии принимало участие 20 - 30 студентов и аспирантов, посещающих кружок, или обучающихся на кафедре ГИС.

    В 1997г. в связи с 850-летием Москвы Е.С.Калугина при содействии историка В.Л.Махнача провела циклы лекций-рассказов, сопровождаемых показом слайдов, и лекций-экскурсий по историческим местам Москвы. Такие лекции и экскурсии проводились и ранее. Студенты знакомились с историей, архитектурными памятниками, культурным потенциалом Москвы. У студентов эти лекции и экскурсии неизменно вызывали большой интерес и пробуждали желание уже самостоятельно побольше узнать о Московских достопримечательностях и достижениях русской культуры.

    В 96/97 гг. со студентами кафедры ГИС были проведены следующие мероприятия:

    1. Студентам 1-го курса (с доступом всех желающих) были прочитаны лекции к 850-летию Москвы на темы :
      1. История Москвы в названиях московских улиц;
      2. Литературные адреса Москвы;
      3. Архитектурные памятники Москвы (с показом слайдов);
      4. Московские монастыри. История и архитектура (с показом слайдов).
    2. Студентам 2-го курса (с доступом всех желающих) были прочитаны лекции:
      1. Москва 18-го века. Нравы и обычаи;
      2. Музеи-усадьбы Кусково и Останкино (История рода Шереметьевых);
      3. "Басманный философ" (о П.Я.Чаадаеве);
      4. Исторические места. Подмосковье (с показом слайдов).
    3. Проведены две пешеходные экскурсии по Замоскворечью.
    4. Проведена автобусная экскурсия по маршруту: Остафьево-Подольск-Ивановское-Дубровицы-Молоди.

     

    УНИРС на производственной и преддипломной практиках

    Живому уму достаточно лишь немного увидеть
    и услышать, чтобы долго размышлять и многое понять.
    Джордано Бруно

    Внутри каждой большой задачи сидит
    много маленьких, пытающихся пробиться наружу.
    (Закон больших задач)

    В процессе прохождения производственной и преддипломной практик студент приобретает опыт и навыки, необходимые для его дальнейшей самостоятельной работы. Поэтому студент должен ознакомиться не только с задачами, методами и технологиями геофизических исследований в районе производства работ, но и со связанной с ними технико-экономической и экологической информацией.

    Творческий, исследовательский элемент работы здесь проявляется прежде всего в целеустремленном, углубленном изучении новейших достижений и методов промысловой геофизики, приемов комплексного исследования скважин, способов и алгоритмов количественной интерпретации.

    Для понимания проводимых исследований в зависимости от их тематики целесообразно ознакомиться со следующими вопросами:

    1. Состояние разведки (разработки) месторождения.
    2. Геологические и гидрогеологическою особенности месторождения, литология разреза изучаемых скважин, характер коллекторов и заполнителей емкостного пространства.
    3. Методы бурения, типы буровых растворов, условия вскрытия продуктивных коллекторов, строение зон проникновения.
    4. Задачи промысловой геофизики на данном конкретном объекте (проследить и объяснить динамику изменения объемов измерений, выполняемых различными методами по годам в соответствии с изменением задач в процессе разведки, эксплуатации и доразведки месторождения, а также в связи с научно-техническим прогрессом в нефтегазопромысловой геологии и геофизике).
    5. Применяемый комплекс геофизических методов, типы аппаратуры, масштабы регистрации, методы эталонировки аппаратуры и диаграмм, технические способы оценки качества получаемых диаграмм.
    6. Методы качественной и количественной интерпретации результатов измерений, способы оценки качества и эталонировки диаграмм в процессе их интерпретации; используемые палетки; зависимости между петрофизическими характеристиками горных пород, способы получения и анализа этих зависимостей.
    7. Технико-экономическая эффективность геофизических исследований скважин в изучаемом районе, методы оценки эффективности.
    8. Сведения по технике безопасности при проведении геофизических исследований.
    9. Мероприятия по охране недр и окружающей среды при разведке и эксплуатации месторождений нефти и газа; роль методов ГИС при осуществлении этих мероприятий.

    Особое внимание необходимо обратить на трудности, возникающие при проведении геофизических измерений в скважинах и при количественной интерпретации полученных результатов. Вернувшись на кафедру, Вы сможете с помощью Научного Руководителя и других специалистов кафедры специально более детально и глубоко изучить эти вопросы. Ваше творческое отношение к работе определит ценность отчета по практике и дипломного проекта для производственной организации, будет содействовать более тесной и оперативной связи между производством и кафедрой ГИС.

    << НазадСодержание | На главную Далее >>