<< Назад | Содержание | На главную | Далее >> |
Повторение - мать учения, но смертельный враг творчества. |
Леонид Мартынов |
Ученые настолько ушли с головой каждый в свое, что не видят ни одного явления в целом, включая собственные исследования. |
(Принцип полноты картины) |
Все великие открытия делаются по ошибке. |
(Закон Янга) |
Главное подспорье в подготовке к экзамену - Ваш конспект лекций. Заранее подберите в библиотеке нужные учебники. Если какой-то раздел или вопрос Вы не можете понять по одному учебнику, не падайте духом и никогда не считайте себя дураком. Просто возьмите учебник другого автора. - "Трудных наук нет, есть только трудные изложения, то есть неперевариваемые", - говорил А.И.Герцен.
Не пренебрегайте учебниками для техникумов. Как правило, эти учебники пишут очень хорошие специалисты, которые в состоянии объяснить, куда запрягается лошадь, не прибегая к сложной математике. Обратитесь сначала к этим учебникам, если Вы слабо ориентируетесь в каком-то вопросе. Потом вновь обращайтесь к вузовским учебникам, консультируйтесь у своего преподавателя. Но учебники - это вчерашний день науки, они быстро стареют, а издаются редко. Поэтому лекции часто содержат такие материалы, которых Вы не найдете ни в одном учебнике.
Высший уровень подготовки обеспечивается дополнительным использованием специальных книг и монографий. В сравнении с оригинальными публикациями изложение идей в книгах гораздо более совершенно и характеризуется значительно большей зрелостью мысли. В отличие от статейных публикаций книга предлагает целостный и синтетический взгляд на обсуждаемую проблему.
Математические выводы обязательно прорабатывайте на бумаге. На худой конец, это может быть и шпаргалка. Важно только, чтобы Вам все было понятно (в этом случае шпаргалка на экзамене уже не понадобится).
Перед экзаменом надо обязательно хорошо выспаться. Это гораздо важнее, чем проработать абсолютно все вопросы, хотя к этому надо стремиться. Завтрак должен быть, как перед спортивным соревнованием - неплотным, но калорийным.
Сдача экзамена всегда сопровождается волнением, нервным напряжением. При этом изменяется состав крови, становится холодно, появляется дрожь и ощущение озноба. Это неприятное состояние - серьезная помеха для отличного ответа. Чтобы избежать этого состояния, примените простой и эффективный способ. Захватите с собой из дома пару кусков сахара или конфет и одну упаковку таблеток аскорбиновой кислоты, более известной как "витамин С" (стоит очень дешево в любой аптеке). Положите под язык и сосите, пока готовитесь к ответу. Вам сразу станет тепло и уютно.
Когда студент выходит отвечать и садится рядом с экзаменатором (предполагается, что экзамен - не по геологическим или гуманитарным дисциплинам), он сразу бросает взгляд на лист бумаги, где записаны ответы на вопросы. Язык профессионального общения геофизика - это математические формулы и графики. Если экзаменатор видит много текста (списано со шпаргалки буквально, поскольку студент не знает, что говорить), неверные формулы (или отсутствие важнейших формул и положений), неверные графики, да еще с неправильно обозначенными осями, ему уровень убогих знаний этого студента, равно как и уровень Вашей отличной подготовки, становится ясным в доли секунды, со скоростью фотовспышки, когда Вы еще не успели произнести ни одного слова. Если студент воспользовался чужим конспектом или шпаргалкой без понимания - это видно сразу, как на рентгеновском снимке. На экзамене никогда не спорьте с преподавателем - он всегда прав по определению.
Цените время экзаменатора и не старайтесь поразить его энциклопедичностью своих знаний. Не начинайте ответ издалека, а сразу берите быка за рога. Изложите суть вопроса в нескольких фразах. Сообщите, что основные графики (такие-то и такие-то) и математическая теория приведены на листке, лежащем перед экзаменатором (или что Вы по памяти написали результирующие формулы, и при необходимости готовы дать их вывод). Обязательно отметьте научное и практическое значение рассматриваемого вопроса (именно с этого и надо начинать ответ).
Отличный ответ - короткий ответ. Не владеющий материалом просто не может ответить на вопрос кратко, так как не может отделить главное от второстепенного (долго отвечают только слабо подготовленные студенты). Закончив ответ, произнесите заключительную фразу: "Я закончил. Готов ответить на дополнительные вопросы". Будьте готовы к вопросам о физическом смысле используемых величин и их размерностях. Не удивляйтесь, если Вам вдруг зададут вопрос "не по программе". Это хороший признак - разговор пошел не на отметку. Это значит, что экзаменатор с уровня диалога со студентом перешел на уровень диалога с коллегой: экзаменатор захотел услышать ответ, которого, возможно, не знает сам. В этом случае смело включайте фонтан своей фантазии и не бойтесь ошибиться. Науку двигают молодые. Ваши свежие, частично глупые и парадоксальные мысли, не обремененные устоявшимися предрассудками, могут пролить неожиданный свет на проблему. В куче мусора может блеснуть жемчужное зерно.
Если же какой-то из доставшихся Вам вопросов Вы не успели как следует проработать, лучше прямо сказать об этом экзаменатору. Вместо нежелательного вопроса попросите его спросить что-нибудь из того, что Вы хорошо разобрали и поняли. Если вопрос, предложенный Вами для замены, достаточно серьезен, и Вы знаете его досконально, Вам могут даже не снизить оценку. Ведь задача экзаменатора - выявить Ваши знания и умение их применять, а незнание частного вопроса - дело поправимое.
<< Назад | Содержание | На главную | Далее >> |