<< Назад | Содержание | На главную | Далее >> |
Незаписанная мысль - потерянный клад.
Д.И.Менделеев
Учиться надо всю жизнь, а быть учеником
- как можно меньше.
Н.В.Введенский
Слово "лекция" происходит от латинского "lectio" - чтение. Профессора в средневековых университетах Европы читали своим студентам тексты священного писания и сочинения Аристотеля. Лекции читались на "мертвом" латинском языке.
В России лекционное преподавание впервые стало вестись в Московском университете, основанном в 1755 году. Преподавание велось на латинском языке, частично - на немецком и французском языках. Страстным поборником чтения лекций на родном языке был М.В.Ломоносов (1711-1765). С 1767 года лекции в Московском университете стали читаться только на русском языке.
В конце 20-го века Российское государство оказалось не в состоянии обеспечить достойное существование науки и высшей школы. Мы постоянно слышим жалобы государственных мужей, что на решение тех или иных проблем не хватает ДЕНЕГ. Увы! Если чего-то и не хватает, так это УМА! Мозгов не хватает, а не денег. На нехватку ума, культуры и любви к Отечеству не жалуется никто... При нищенской зарплате, на которую невозможно содержать семью, на преподавательской работе остались только преданные своей профессии настоящие мастера (за рубежом за одну лекцию лектор в статусе нашего профессора получает в среднем 300$). Они сводят концы с концами только потому, что они - высококомпетентные в своем деле люди.
Знания, образование стоят очень дорого. Если бы Вы учились, например, в Париже в Сорбоннском университете, Вам пришлось бы платить за пользование библиотекой, за каждый лекционный курс, за каждую лабораторную работу, за каждый экзамен (и соответственно за его пересдачу).
В своих взаимоотношениях с преподавателями исходите из того, что каждая лекция, каждое практическое занятие - это сделанный Вам ценнейший подарок. Старайтесь подчеркнуть это понимание и свою благодарность дружным приветствием входящего лектора, абсолютной тишиной в лекционной аудитории. Совершенно недопустимо, чтобы вместе с Вашим приветствием лектора встречали грязная доска и отсутствие мела. Психологический контакт с преподавателем имеет большое значение. Никогда не стесняйтесь задавать вопросы. Старайтесь занимать место поближе к доске.
Что делать, если по каким-то причинам Вы опоздали на лекцию, (например, транспортная пробка, проспали, и т.д.)? - Входите в аудиторию, отвесьте поклон лектору и, стараясь не привлекать внимание аудитории, включайтесь в работу. Не демонстрируйте свою воспитанность шумными приветствиями и испрашиванием у лектора разрешения оказать ему честь своим присутствием. Цена пропуска лекций очень велика, особенно на первых двух курсах (из-за высокой плотности принципиально новой для Вас информации).
Умением слушать и конспектировать лекции овладевайте как можно быстрее. Прежде всего необходимо усвоить основной физиологический закон восприятия информации - закон "кризисов внимания".
Человек в состоянии воспринимать устную информацию определенными дозами (квантами). Длительность первой дозы составляет 10-15 минут. После этого наступает легкое торможение - мозгу нужен отдых на одну-две минуты. Это первый "кризис внимания". Во время "кризиса внимания" Вы полностью отключаетесь от преподавателя и перестаете воспринимать все, что он говорит. Длительность восприятия второй дозы информации примерно такая же или чуть меньше (есть индивидуальные различия). Потом наступает второй "кризис внимания", требующий передышки. Третий и последний "кризис внимания" наступает после второго через 8-10 минут, после чего наступает глубокое торможение (сон).
Если где-то в середине лекции Вы вдруг обнаруживаете себя считающим голубей или разглядывающим красивых девушек (их у нас почему-то больше, чем в Сорбонне), то это означает, что у Вас "кризис внимания". Опытные преподаватели учитывают этот закон при построении своих лекций, незаметно давая студентам краткие передышки повторным разъяснением уже изложенного (избыточная информация повышает понятность и позволяет не потерять нить рассуждений), подходящим к теме лекции анекдотом из жизни великих ученых, профессионально поучительным эпизодом из личной биографии, и т.д. Потеряв нить лекции, не стесняйтесь прервать преподавателя вопросом или просьбой: "Извините, я перестал Вас понимать. Пожалуйста, объясните еще раз". И лектор, и товарищи будут только благодарны Вам за этот подвиг. Но подвиги не должны становиться нормой. Если лектор молод, неопытен, и не читал этого пособия, разъясните ему закон "кризисов внимания" (после лекции).
Главное различие между Вами и лектором - в запасе знаний и жизненного опыта. Никогда не испытывайте комплекса умственной неполноценности: Вы можете быть умнее и талантливее своего лектора и Учителя. Недаром говорится: "Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться". Когда после выступления перед студентами и преподавателями физфака МГУ (май 1961г.) Нильса Бора спросили о "тайне", позволившей ему собрать вокруг себя так много молодых творчески мыслящих физиков, он ответил: "Никакой тайны не было, просто я не боялся показаться перед молодежью дураком". Стремление к знаниям - дело святое. И если Ваша пытливость и дотошность вдруг встретят со стороны лектора не радость и удовольствие, а пренебрежение и высокомерие, Ваша целеустремленность быстро излечит его от этого недуга. "Те, у кого мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто нас учит, заслуживает этого имени" (В.Гете).
Записать лекцию - очень непросто. Бесполезно (и не надо) писать все подряд, даже если Вы владеете стенографией. Можно, конечно, воспользоваться легким карманным магнитофоном (диктофоном), - одной кассеты на 90 минут как раз хватит на одну лекцию, а чувствительности встроенного микрофона достаточно для качественной записи даже с последнего ряда (но лучше положить его прямо на кафедру или стол преподавателя). Это всегда полезно, иногда просто необходимо (например, если Вы выручаете отсутствующего на лекции заболевшего товарища), но конспекта не заменит. Поэтому применяйте систему условных обозначений и сокращений (аббревиатур). Не спешите вслед за лектором, а старайтесь фиксировать сразу смысловые блоки. Не стесняйтесь прямо спросить: "Как лучше сформулировать для записи то, что Вы сейчас сказали?".
Записи лекций (так же, как и конспекты изучаемых книг или статей) надо делать только на одной стороне листа и лучше всего - на листах, вынимающихся из тетради. Это даст возможность дополнять написанное из других источников, комбинировать листки в зависимости от вновь возникшей задачи, и т. д.
Основы науки надо усвоить так, чтобы уже никаким гипнозом их нельзя было из Вас вытравить. В каждой области науки есть разделы, которые специалист имеет право забыть разве только в гробу.
<< Назад | Содержание | На главную | Далее >> |