<< НазадСодержание | На главную Далее >>

Метод научного творчества

Все животные делятся на 10 классов:
1. Животные, принадлежащие императору;
2. Бальзамированные (чучела);
3. Прирученные;
4. Сказочные;
5. Бездомные собаки;
6. Неисчислимые (звери);
7. Нарисованные тонкой кистью верблюжьей шерсти;
8. Молочные поросята;
9. Издали кажущиеся нам мухами;
10. Прочие.
(Китайская классификация животных; 5-й век до н.э.) .
Наука - это система, т.е. приведенная в порядок на основании известных принципов совокупность знания.
И.Кант

Вопрос о методе научного творчества может быть рассмотрен в любой предметной области и в любом акте фактического творчества. Всякий вновь открытый факт изумляет, как факт, которого ... не должно быть ("этого не может быть!" - типичное восклицание изумленного человека). Но именно этот новый факт позволяет человечеству воплощать в действительность то, что казалось невозможным. Всю науку можно рассматривать как овладение МЕТОДОМ СОВЕРШЕНИЯ ОТКРЫТИЙ. "На свете есть вещи поважнее самых прекрасных открытий - это знание метода, которым они были сделаны", - говорил Г.Лейбниц.

Обратные задачи в геофизике, петрофизическая интерпретация данных комплекса ГИС, относятся к классу особо сложных задач, решаемых в условиях неполной информации. Такие задачи возникают не только в геофизике, но и в экономике, медицине, в исследованиях космоса и других областях человеческих знаний - везде, где мы имеем дело с функционированием систем, зависящих от многих разнородных переменных. Методы решения таких задач, когда из-за сложности или недостаточности информации нельзя точно очертить границы их применимости и оценить допускаемые ошибки, называются эвристическими (от греческого heurisko - нахожу) [1].

Эвристические методы, в отличие от строгих, предполагают изучение принципов переработки информации, осуществляемой человеком при решении различных задач, и построение на этой основе программ, реализуемых на ЭВМ (этот процесс называют эвристическим программированием). Характерной особенностью эвристического программирования является широкое изучение приемов работы человека при решении задач в условиях неполной информации, и моделирование всего процесса переработки информации путем расчленения его на элементарные информационные процессы.

Эвристические решения принципиально отличаются от строгих. Основой их построения является поиск взаимосвязанных компонент решения, который начинается при отсутствии соответствующего алгоритма и каких-либо сведений о существовании решения и его единственности.

Резкой и четкой границы между строгими и эвристическими методами решения нет. Более того, по мере развития науки многие эвристические методы решения формализуются, приобретают необходимую строгость и переходят в класс строгих. Вся история науки по существу повторяет схему: накопление и систематизация знаний R выработка интуиции R формализация процесса R построение алгоритма. Это, однако, не означает, что по мере развития человеческого знания и алгоритмизации решений все большего круга задач эвристические методы исчерпают себя. Это не произойдет хотя бы потому, что с расширением круга наших знаний неизбежно расширяется и круг вновь возникающих проблем. "Откажусь ли я от хорошего обеда только потому, что не полностью понимаю процесс пищеварения?" - говорил О.Хэвисайд.

Формирование теории

Факты - воздух ученого, но если в голове нет идей, то не увидишь и фактов.
И.П.Павлов
Наука строится из фактов, как дом из кирпичей, но скопление фактов так же не является наукой, как груда кирпичей - домом.
А.Пуанкаре
"Факт сам по себе мало значит - важна его интерпретация".
Д.И.Менделеев
"Теория - полководец, а факты - ее солдаты".
Леонардо да Винчи

Современный ученый, в какой бы области науки он ни работал, может быть назван конструктором теорий. Исторически сложившаяся традиционная последовательность создания развитой научной теории имеет в общих чертах следующий вид:

  1. ). Собирается эмпирический материал, описываются явления, принадлежащие к области изучения данной науки.
  2. ). Собранный материал упорядочивают (классифицируют или систематизируют).
  3. ). Сравнивают известные классификации и выбирают из всех возможных наиболее естественную, удовлетворяющую некоторому "естественному" порядку. Обычно эта классификация приходит к историческому виду, - т. е. упорядочивает свои представления и объекты во времени, становясь, таким образом, естественноисторической.
  4. ). Устанавливают связи между отдельными фактами и явлениями относительно их следования друг за другом. Эти связи выражают отношения следования и причинности, и позволяют выводить предсказание одних фактов и явлений из других.
  5. ). Вводят символический язык описания объектов и событий в область, которой занимается данная наука. Формулируют исходные постулаты (аксиомы). Вводят правила вывода. Завершается формирование науки созданием математической теории.
  6. ). Рассматривают границы применимости созданной теории. Устанавливают возможность расширения теории на смежные области за счет отказа от некоторых постулатов и ограничений посредством введения новых (менее жестких). Создают обобщения теории для более частных объектов, используя ветвление аксиоматики.

Последовательность перечисленных действий может меняться в зависимости от обстоятельств, но перечисленные стадии формирования уже пройдены всеми развитыми теориями, что позволяет говорить об общей закономерности. Лучшим примером весьма развитой научной теории может служить геометрия, которая прошла все перечисленные стадии, где, наконец, отмена постулата о параллельности не только "не зачеркнула" геометрии Евклида, но позволила весьма существенно расширить наши представления о мире, в частности, в геологии.

Окружающий нас мир поражает своей нелинейностью. Недавно начало формироваться новое направление в геологии, известное как "Нелинейная геология". Это направление охватывает широкий круг вопросов, связанных с приложениями к геологическим исследованиям теории самоорганизации (синергетика, теория диссипативных структур).

Например, при преобразовании кальцита в доломит (обусловленном замещением атомов кальция меньшими по ионному радиусу атомами магния), кристаллическая решетка выстраивается в неевклидовой метрике (в пространстве Лобачевского). При этом возникают сильные механические напряжения, которые приводят к растрескиванию (иногда вплоть до "доломитовой муки") и увеличению объема емкостного пространства, улучшению коллекторских свойств породы [12].

В 20-м веке появилась новая область научных задач, состоящих в проектировании больших и сложных систем. Большая и сложная система - это совокупность большого числа технических средств, выполняющая свою функцию при coгласованной работе большого числа (до сотен тысяч) компонентов. Проектирование таких систем, как система зенитной обороны, система жизнеобеспечения космического корабля, потребовало нового теоретического инструмента.

Эта новая область привела к возникновению специальной теоретической базы, известной как системный анализ или общая теория систем. Как определить эту новую научную область? Если традиционные теории были теориями о закономерностях существующих объектов, то новая научная область является областью знаний о закономерностях создания теорий.

Проектировщики систем в своей работе используют все богатство математики для создания формальных (называемых "математическими" или "логическими") теорий, но их поле деятельности лежит в существенно нематематической области. Это область метаматематики. Она включает часто в себя и другие нематематические науки, например, биологию. В проектировании новой большой системы используются не только новые материалы и машины, но разрабатываются десятки новых теорий, новые математические методы, призванные обслуживать эти теории. По этой причине проектировщик больших систем вынужден решать проблему такого типа: "Сколько и каких теорий необходимо разработать, чтобы данную большую систему можно было спроектировать?".

Свойства больших систем оказались очень близкими к свойствам объектов, которые традиционно составляли предмет изучения биологов. Большие системы обладают целым рядом свойств, считавшихся характерными для живых организмов: они рождаются и умирают, они имеют интенсивный обмен веществ с окружающей средой, на смену им приходят более совершенные системы, наследующие свойства своих родителей. В системотехнике действует также и правило врача: вмешательство дoпycтимо только тогда, когда оно необходимо.

Иногда, чтобы подчеркнуть объективность теории, говорят так: если взять описание данной теории, то каждый человек, использующий это описание, получит тот же вывод, что и ее создатель. Иногда, чтобы подчеркнуть конструктивность теории, говорят, что предсказания теории поддаются экспериментальной проверке.

Функциональное определение теории, то есть ее определение в смысле "что она делает?", - для чего она предназначена, - можно сформулировать так: теория - это техническое средство для вывода (или получения) предсказаний.

Если теория не позволяет делать предсказания, то это значит, что такая теория еще находится в стадии формирования, т. е. еще не прошла фазы "4" ранее приведенного списка. Каждую теорию можно довести до нужной стадии развития. Однако нужно ли развивать конкретную теорию до такого научного стандарта или нет, определяется потребностью получать предсказания в области применимости этой теории.

Отделив теории, которые позволяют делать предсказания, от теорий, которые пока еще не могут их делать (этот класс теорий уместно назвать "предтеориями"), можно ввести новое деление теорий, делающих предсказания, на классы.

Все такие теории можно разделить на два класса: на теории математические и нематематические или "интуитивные", рассматривая это слово как синоним отрицания математической теории.

Интерпретация геофизических данных является творческим процессом, поскольку она насыщена интуитивными (эмпирическими) теориями. Инструментом перевода творческих, то есть неформализованных, задач в алгоритмически разрешимые является математика. Еще Галилей сказал, что природа разговаривает с нами на языке математики.

Профессионал-математик никогда не назовет интуитивную теорию словом "теория". Правда, он испытывает профессиональную враждебность ко всем интуитивным теориям лишь до тех пор, пока с ним не случится приступ аппендицита. В этом случае он покорно ложится под нож хирурга, хотя последний работает явно в интуитивной области (в смысле - нематематической).

Интуитивных теорий всегда было и всегда будет, конечно, гораздо больше, чем математических Это объясняется тем, что каждая теория, которая еще не стала математической, ранее этого момента проходит интуитивную стадию развития.

Попробуем определить состав или структуру любой математической (или логической, или формальной) теории - все три слова мы будем рассматривать как синонимы слова "математический". Согласно положениям Н.Бурбаки, каждая математическая теория имеет:

  1. Язык теории.
  2. Аксиомы (постулаты).
  3. Правила вывода.

Эти компоненты математической теории в том иди ином виде присутствуют в любой интуитивной теории. Их надо только найти и выделить в явном виде.

Первым компонентом всякой теории является язык: всякая теория излагается каким-то языком. Язык любой математической теории включает в себя:

  1. ) буквы, знаки - символы или алфавит теории;
  2. ) слова (или термы) теории;
  3. ) высказывания (или соотношения, или формулы) теории.

Первая составная часть языка представлена знаками, буквами и символами, принятыми в данной теории. Подобно тому, как текст русского языка всегда состоит из букв только русскою алфавита, так и математический текст использует совершенно определенный алфавит.

Обратимся к следующей компоненте математической теории - к аксиомам (постулатам или схемам аксиом).

Если просмотреть весь список высказываний, содержащихся в книге по генетике, хирургии или психиатрии, и выбрать высказывания, которые при всех обстоятельствах будут справедливы, то из списка высказываний можно получить аксиомы теории. Высказывание становится аксиомой тогда, когда в рамках создаваемой математической или формальной теории данное высказывание считается всегда правильным.

Например. "Хирургическое вмешательство есть травма организма. Хирургическое вмешательство показано тогда и только тогда, когда отсутствие этого вмешательства представляет собою травму организма более тяжелую, чем травма, которую получает организм от хирургического вмешательства".

Такой текст довольно близок к формальному тексту математической теории. Если определено понятие "травма организма", определен способ сравнения травм между собой, т. е. введено отношение порядка (подчинения) на множестве различных травм, то может быть определено и отношение следования, которое дает практическую рекомендацию о хирургическом вмешательстве. Так как вывод о необходимости хирургического вмешательства является логическим, то говорят, что необходимость хирургического вмешательства следует из существующей теории.

Располагая только двумя компонентами теории, т. е. языком и аксиомами, мы еще не имеем математической теории. Нам необходимы правила преобразования (или правила вывода) одних высказываний в другие без потери их истинности. Посредством этих преобразований мы можем установить соответствие или несоответствие любого высказывания введенным аксиомам. Если высказывание не удовлетворяет хотя бы одной из аксиом, то оно в рамках данной теории неправильно. Наличие правил вывода и завершает формирование математической теории.

Локальная математическая теория, имеющая строго определенную область применения и верная в узких границах, обычно называется математической моделью. Математические модели и теории делают возможным использование чрезвычайно мощных технических средств для вывода предсказаний. Если мы располагаем математической теорией, имеющей содержательную интерпретацию, то проверка почти любого утверждения может быть поручена вычислительной машине. Это орудие познания закономерностей внешнего мира обладает всеми свойствами настоящего оружия. Как и всякое оружие, содержательная интерпретация математической теории требует осторожного обращения. Чрезвычайно велика опасность ее применения за границами истинности аксиом. Для этого нужно очень точно устанавливать границы применимости математической теории в ее содержательной интерпретации.

КАК ИНТУИТИВНУЮ ТЕОРИЮ ПРЕОБРАЗОВАТЬ
В МАТЕМАТИЧЕСКУЮ

Математическим формулам присуща самостоятельная жизнь и собственное сознание, они умнее нас, умнее даже своего создателя, они дают нам больше, чем в них было заложено вначале.
Г.Герц
Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.
К.Гельвеций

При описании устройства математических теорий мы обращали внимание на установление аксиом теории. Мы отметили, что аксиомы теории - это список высказываний, которые конструктор теории считает всегда правильными. Однако одно из утверждений, верное при каких-то фиксированных условиях, может оказаться неверным при минимальном изменении условий эксперимента. Хорошо, если такое утверждение не попало в число аксиом. А если попало, то "спущенный с цепи" математический формализм уже не посчитается с реальной ситуацией: он сработает до своего логического конца, хотя одна из аксиом уже нарушена. Математическая теория начинает давать ложные предсказания. Эксперимент не подтверждает выводов теории. Ученый переживает подлинную трагедию. А ведь все обстоит хорошо. Требуется только расширение теории за рамки одной из неудачных аксиом. Нужно лишь найти "виновницу неудач". Поэтому в последовательном вводе аксиом очень важна упорядоченность.

Если исследователем создана достаточно развитая теория, то все аксиомы ее могут быть упорядочены отношением включения. Например, допустим, что мы выбрали систему из пяти аксиом, которые обозначили порядковыми номерами: А1, А2; А3; А4; А5. При содержательной интерпретации полученной формальной теории и сравнении предсказаний теории с экспериментом мы обнаруживаем, что чаше всего не выполнялись условия аксиомы А1, затем аксиомы А5, затем аксиомы А4, в то время как для аксиом А2 и А3 не было обнаружено ни одного ложного предсказания. В этом случае желательно установить, для какой аксиомы - А2 или А3 имеется более широкая область применения. Допустим, что самая широкая область применения имеется для аксиомы А3. Тогда можно строить самую общую теорию на использовании одной аксиомы А3.

Вводя аксиому А2, мы получим теорию, которая обладает меньшей общностью, чем исходная теории, в которой была только одна аксиома. Теория, которая основана на двух аксиомах, хотя и обладает большей конкретностью, называется более слабой (иди менее общей), чем теория, использующая одну аксиому.

Последовательным введением все большего и большего числа аксиом или частных законов, мы получаем все более и более конкретные частные теории (являющиеся все более и более "слабыми" в математическом смысле). Исследователь, который работает в очень узкой области, может иметь до десятка последовательных аксиом и перестает улавливать их иерархию. Для его частной области они все важны. Отказ от каждой из привычных аксиом, происходящий при обобщении, начинает казаться переворотом в науке, хотя в общем ходе ее развития этот переворот эквивалентен "буре в стакане воды".

В отношении силы теории можно перенумеровать. Самую сильную теорию (эквивалентно обыденному представлению о самой общей теории), использующую только одну аксиому, назовем теорией № 1.

Более слабую, использующую две аксиомы (третью и вторую), назовем № 2. Еще более слабую теорию (но обладающую еще большей конкретностью), включающую еще и четвертую аксиому, назовем теорией № 3.

Таким же образом можно получить последовательность все более и более слабых теорий (но все более и более конкретных) на все большем и большем числе испольэуемых аксиом. Эта нумерация, отражающая "силу" теории, и называется порядком.

Можно построить формальное "дерево" теорий, используя следующее правило. Выберем одну аксиому, которую положим в основу теории Т-1. Такой теории соответствует лишь одна теория, равная ей по силе, - теория, использующая отрицание аксиомы в теории Т-1. Будем обозначать вторую теорию, равносильную первой, но основанную на отрицании единственной аксиомы, через Т-0.

Вводом второй аксиомы получим из первой теории две теории: Т-1, которая имеет две аксиомы с утвердительным значением, и Т-10 с отрицательным значением второй аксиомы.

Из отрицания первой аксиомы плюс вторая аксиома можно получить также две теории второго порядка - Т-01 и Т-00.

Вводом третьей аксиомы можно расширить число теорий до восьми. Обозначения этих теорий будут иметь вид: Т-111, Т-110, Т-101, Т-011, Т-001, Т-010. Т-100, Т-000.

Подобным образом можно вести классификацию каждой частной теории. Такие упражнения с формальным вводом аксиом не имеют принципиального значения сами по себе, но в процессе развития науки было обнаружено соподчинение одних теорий другим теориям, и в этом случае номер теории обозначает их силу. Аксиомы теории в содержательных интерпретациях обычно называют законами, из которых, как принято говорить, следуют утверждения теории.

Физические системы, законы которых различны (что соответствует различию аксиоматики), внешне будут себя вести как системы, обладающие качественным различием.

Может оказаться, что в окружающем нас мире не существует ни одной реальной системы, которая удовлетворяет заданной системе аксиом. В таком случае, когда теория не имеет физической интерпретации, но как математическая теория внутренне непротиворечива, высказывают гипотезу о возможности существования подобных объектов во внешнем мире. Нередко такие гипотезы оправдываются, в конце концов нужные объекты находятся. Тогда принято говорить о получении вывода "на кончике пера". Именно таким, например, было предсказание Дираком существования "антиэлектрона", который был, действительно, обнаружен и назван "позитроном".

Подытожим, в чем же заключается различие между интуитивными и математическими теориями. В каждой интуитивной теории, содержащей конечное число высказываний, не все высказывания истинны. Если истинное высказывание теории, называемое предсказанием, перестает отвечать действительности, имеет место выход за границу действия одной из аксиом теории. Поэтому естественно стремление исследователя выделить фундаментальные высказывания, упорядочить их отношением включения, и, таким образом, получить возможность использовать вычислительную машину для получения всех предсказаний данной теории.

Формальные теории не позволяют делать таких выводов, которые требуют умения мыслить диалектически. Действительно, каждая формальная теория является теорией внутренне непротиворечивой, тогда как диалектическая логика указывает на наличие противоречий во всех явлениях окружающего нас мира. По этой причине мы вынуждены установить границу между математическими или формальными теориями и неформальными (действующими в природе) диалектическими соотношениями. Диалектическая логика разрушительна для любой формальной теории. Действительно, нельзя же допустить, чтобы в формальной теории любое предсказание считалось правильным и неправильным одновременно. Тогда нельзя поручиться ни за одно предсказание.

Однако классики диалектической логики утверждают, что диалектическое отрицание всегда содержательно. Поэтому весьма желательно решить, нужно ли в формальной теории рассматривать диалектическое отрицание?

Собственно говоря, этот вопрос уже был решен введением отрицания аксиом формальных теорий: каждая отрицаемая аксиома формальной теории сама дает теорию. Получается довольно забавная ситуация: человек, использующий диалектическою логику, может плодотворно работать в своей области только при выполнении одного условия - в совершенстве владеть аппаратом формальных теорий, так как только при этом условии он будет получать не зряшное отрицание, а содержательное отрицание, порождающее новую конструктивную формальную теорию.

Но при этом именно диалектическая логика не позволяет нам стать рабами ранее введенных аксиом, содержательно утверждая, что в окружающем нас мире всегда можно найти область, где истинное в одной формальной теории становится ложным в рамках другой.

Полная уверенность в справедливости формальной теории при условии выполнения всех аксиом позволяет делать научные предсказания. Но только диалектическая логика может дать указания об изменении системы аксиом, ибо формальная теория работает только после введения системы аксиом. Акт ввода аксиом является творческим. Этот научный творческий акт неформален, так как он подчинен диалектике.

МАТЕРИАЛЫ И СРЕДСТВА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

ВСЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО ПО СОЗДАНИЮ НОВЫХ, - БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ, - ИСТОЧНИКОВ МОЩНОСТИ, БОЛЕЕ СОВЕРШЕННЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ, БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ, ИСКЛЮЧАЮЩИХ ВЫПУСК ПРОДУКЦИИ, НЕ ПОЛЬЗУЮЩЕЙСЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ СПРоСОМ.
П.Г.Кузнецов

Существующие классификаторы материалов и технических средств, складывавшиеся стихийно, не позволяют ФОРМИРОВАТЬ ЦЕЛИ создаваемых технических и социальных систем.

Бесконечное разнообразие изготовляемых материалов и технических средств подавляет своим необозримым множеством. Кажется, нельзя увидеть даже намека на принцип, который позволил бы привести их в некоторую систему. Однако, если лучше познакомиться с культурой научного мышления, которая известна как ФИЛОСОФИЯ (не путать с курсом лекций носителей дипломов об окончании философского факультета), то принцип короткого и полного классификатора известен уже более двухсот лет. Это - категориальный принцип И.Канта. В 20-м веке этот принцип был переоткрыт как "принцип дополнительности" Н.Бора.

Мы используем этот категориальный классификатор для рассмотрения всего многообразия материалов и технических средств. Это вопрос, который характеризует культуру мышления, он ориентирован на МИР ДВИЖЕНИЙ, а не на МИР ТЕЛ.

Все материалы и технические средства обеспечивают ТОЛЬКО ОДНУ ФУНКЦИЮ: ФУНКЦИЮ ПЕРЕНОСА чего-то, откуда-то и куда-то. Фиксируя внимание на функции переноса, то есть специфике ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ, можно утверждать, что ВСЕ формы "переноса" распадаются на ДВА И ТОЛЬКО ДВА КЛАССА:

  1. Перенос во времени. (в обыденной жизни перенос во времени принято называть ХРАНЕНИЕМ.
  2. 2. Перенос в пространстве.

Это членение будет служить ПЕРВОЙ ДИХОТОМИЕЙ(расчленением множества на две части).

ТАК МЫ ПОЛУЧАЕМ ПЕРВЫЙ КЛАСС МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ. Существует практически бесконечное множество материалов и технических средств, которые реализуют ФУНКЦИЮ ХРАНЕНИЯ, или переноса ВО ВРЕМЕНИ.

Что такое Ваш холодильник? - Это техническое средство для переноса продуктов питания без изменения их качества ВО ВРЕМЕНИ.

Что такое элеватор? - Это техническое средство для переноса ЗЕРНА ВО ВРЕМЕНИ.

Что такое библиотека? - Хранилище информации во времени.

Обыденное сознание, которому неизвестна диалектическая логика, весьма охотно признает, что если есть какая то постоянная, то она не может быть переменной. Но еще И. Кант заметил, что любому утверждению противостоит его отрицание (антиномия), и всегда существует полноправное доказательство как самого утверждения, так и его отрицания.

Вторая дихотомия строится на антиномии - ОТРИЦАНИИ ПРОЦЕССА ПЕРЕНОСА.

Диалектическое единство противоположностей всегда требует рассмотрения категориальной пары. ХРАНЕНИЕ предполагает наличие противоположного процесса - ИЗОЛЯЦИИ (НЕ-ТРАНСПОРТА). Так мы получаем ВТОРУЮ ДИХОТОМИЮ - НЕ-ТРАНСПОРТ.

Холодильник ИЗОЛИРУЕТ продукты питания от воздействия повышенной температуры. Элеватор ИЗОЛИРУЕТ сохраняемое зерно от неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Объектом хранения могут быть не только МАТЕРИАЛЫ, как в приведенных выше примерах. Объектом хранения может быть также ЭНЕРГИЯ, и объектом хранения может быть ИНФОРМАЦИЯ.

Перенос ВО ВРЕМЕНИ - МАТЕРИАЛОВ, ЭНЕРГИИ и ИНФОРМАЦИИ и образует названный выше первый класс материалов и технических средств.

Поскольку функция ИЗОЛЯЦИИ нам еще встретится в пространственной транспортировке, выделим эту функцию в отдельную ДИХОТОМИЮ.

В рамках выполняемой техническими средствами этой ФУНКЦИИ, - функции переноса ВО ВРЕМЕНИ, они регулярно заменяют друг друга, что принято связывать с понятием " НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС ". Такой процесс действительно происходит, и он подчинен ЗАКОНУ - новое средство приходит на смену старому только тогда, когда оно обеспечивает выполнение заданной функции переноса БОЛЕЕ ЭКОНОМИЧНО. Последнее означает - с меньшими потерями МОЩНОСТИ.

Так на смену папирусу, пергаменту (телячьей коже), бумаге приходят все более и более совершенные носители (перенос ВО ВРЕМЕНИ) информации, - пергамент и бумага заменяются магнитной лентой, магнитным диском, оптическим диском.

Очевидно, что, хотя этот класс и охватывает величайшее многообразие средств и материалов для ХРАНЕНИя чего-то, им не исчерпывается ВЕСЬ набор материалов и технических средств.

Рассмотрим функцию ПЕРЕНОСА В ПРОСТРАНСТВЕ, способы и средства реализации которой отнесены ко ВТОРОМУ КЛАССУ. Этот ВТОРОЙ КЛАСС отличен от первого, поскольку в первый класс вошли только те материалы и технические средства, которые НЕ ИЗМЕНЯЮТ МЕСТА хранимого объекта.

Обратимся к пространственному переносу. Как и в предыдущем случае, пространственный перенос может относиться к переносу МАТЕРИАЛОВ, ЭНЕРГИИ и ИНФОРМАЦИИ. Не менее очевидно, что новые материалы и технические средства приходят на смену морально устаревшим по причине их большей ЭКОНОМИЧНОСТИ.

ЭТО ВТОРОЙ КЛАСС - ТРАНСПОРТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ.

Нетрудно видеть, что мы заинтересованы как в пространственном, так и временном переносе БЕЗ ПОТЕРЬ. Вторая ДИХОТОМИЯ - " не-ТРАНСПОРТ" или ИЗОЛЯЦИЯ - порождает категориальную ТЕТРАДУ.

Приведенный классификатор содержит всего ДВЕНАДЦАТЬ ПОЗИЦИЙ:

Пока человек не освоится с этим классификатором, он будет "слепым котенком" относительно материалов и техническ их средств АНАЛОГИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ.

Не меньшее значение имеет этот классификатор при экономической оценке НОВЫХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ИДЕЙ. Этот классификатор указывает, что НОВЫМ является СПОСОБ реализации какой-нибудь из указанных ДВЕНАДЦАТИ КЛАССОВ функций. Сами же ФУНКЦИИ остаются прежними.

В заключение необходимо отметить, что мы можем осуществить нормальное физико-математическое описание всех физических, биологических и социально экономических процессов, опираясь только на систему ФИЗИЧЕСКИХ ИЗМЕРЯЕМЫХ ВЕЛИЧИН.

<< НазадСодержание | На главную Далее >>