<< Назад | Содержание | На главную | Далее >> |
Сущность планирования как эвристического феномена заключается в том, что человек, решая задачу, обычно разбивает ее на ряд подзадач или подцелей, а затем строит процесс решения как процесс достижения этих сформулированных подцелей. Схема решения задач представляет иерархическую систему, которая сводится к последовательному построению ветвящихся процессов нескольких уровней, обеспечивая достижение подцелей, задаваемых относительно высшим уровнем низшему [1].
Значение планирования в творческой деятельности огромно; благодаря ему человеку удается осознать цели и построить процесс их достижения.
Если Вы будете следовать нашим советам и рекомендациям, то успешное начало Вашей профессиональной деятельности приведет к тому, что Вам рано или поздно придется руководить все более и более крупными коллективами. Поэтому Вам необходимо иметь некоторое представление об основах планирования.
Слово ПЛАН так часто встречается в кашей жизни, что четкое определение этого понятия встречает затруднения.
Мы будем использовать это слово в строго определенном смысле: будем говорить, что у нас есть план на решение поставленной задачи тогда и только тогда, когда мы располагаем двумя списками:
Во всех остальных случаях будем говорить, что у нас еще нет плана. По этой причине не каждая бумага; которая озаглавлена словом "план" представляет собой план в указанном выше смысле слова.
Каждый руководитель может проверить состояние дел у своих подчиненных самым элементарным образом - попросить представить два указанных выше списка.
В своей повседневной работе руководитель, ответственный за разработку темы в целом или отдельных ее частей, должен быть уверен в том, что:
Современные требования к оперативному руководству исключают бессистемную подготовку такой информации. Системная подготовка информации по всем выполняемым работам и темам высвобождает внимание и время руководителя для решения основных научных и технических проблем.
Планирование комплексных целевых программ приводит к рассмотрению категориальных пар. Процесс составления и реализации ПЛАНА опирается на формы документов, которые требуют ответа по СОДЕРЖАНИЮ всего на ШЕСТЬ ВОПРОСОВ. Эти вопросы группируются в три категориальные пары: "субъект - объект", "пространство - время" и "качество - количество". Этим категориальным парам и ставятся в соответствие вопросы. Например, субъекту мы ставим вопрос: "Кто отвечает за достижение данной цели?". Объект - это то, что представляет из себя данная цель. Категориальная пара "пространство - время" предполагает ответ на вопрос: "Где" и "Когда" это должно быть сделано? Категориальная пара "качество - количество" предполагает ответ на вопросы: "Кем именно" это будет сделано? и "Сколько" ресурсов требуется на выполнение данной работы? Эти вопросы и стоят в заголовке таблицы контрольных точек или событий, которая представляет собой унифицированную форму табличного представления планов (табл.1).
При планировании работ по любой поставленной задаче руководителю необходимо исходить из следующих данных:
Табл.1. Построение унифицированного плана (таблицы контрольных точек)
Антиномии |
пункт плана |
Должно быть |
Фактически |
субъект |
кто |
||
объект |
что |
||
пространство |
где |
||
время |
когда |
||
качество |
как |
||
количество |
сколько |
По деловым и научным качествам каждого ведущего сотрудника организации руководителю приходится исходить из следующих данных:
Наличие системного руководства дисциплинирует коллектив, приучая каждого исполнителя правильно формулировать цели своей работы; понимать ее место в общей программе, следить за своевременным окончанием каждого этапа работ; уменьшает время выполнения работы без увеличения затрат.
<< Назад | Содержание | На главную | Далее >> |