<< НазадСодержание | На главную Далее >>

Есть ли у Вас способности к научной работе?


Познание начинается с удивления.
Аристотель

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
А.Пушкин

Ничто великое в мире не было сделано без страсти, и не будет сделано.
Гегель

Гений - это 99% пота и 1% вдохновения.
Т.А.Эдисон

Если Вы способны удивляться и заинтересовываться, - то да! Способность "удивляться и быть помешанным на догадках" Э.Шредингер считал главной способностью исследователя.

Искра научного творчества вспыхивает лишь тогда, когда интерес к задаче достигает такого критического уровня, при котором не заниматься ею человек уже не может, когда сама проблема и стремление ее решить поглощают его полностью. Тогда к работе подключается не только головной, но и спинной мозг, а мыслительный процесс происходит непрерывно - наяву и во сне, на уровне подсознания.

Хотя у каждого человека есть пальцы и каждый может купить кисть и краски, это еще не делает его художником. Кроме заинтересованности необходимо еще и УМЕНИЕ. "В слове "ученый" заключается понятие только о том, что человека много учили, но это еще не значит, что он чему-нибудь научился" (Г.Лихтенберг). "Что касается уменья, то нужно следить за тем, чтобы оно было основательным, а не поверхностным. Не следует показывать вида, будто имеешь знания о вещах, которые затем все равно не сможешь применить. Основательность должна быть присуща уменью, и она постепенно должна стать привычной образу мыслей..... Уменье составляет признак таланта" (И.Кант).

Так называемая "спокойная научная работа" - это миф. Научный поиск всегда беспокоен, всегда состоит из перехода от одних неудачных попыток к другим, пока не найдется, наконец, удачное решение, если оно вообще находится. Такая работа требует от человека исключительно высокой и длительной концентрации мышления. Это напряженный и тяжелый труд, который часто продолжается и во время отдыха. Даже во время сна мозг продолжает искать решение проблемы. Далеко не всякая женщина правильно поймет любимого, когда, озаренный внезапной идеей, он вдруг выскочит ночью из постели, чтобы немедленно включить компьютер.

Продуктивность научного труда существенно зависит не только от подготовленности, но и от психологического состояния человека. В частности, оно зависит от того, как общество относится к своим ученым, вообще к научной деятельности.

Сегодня непрестижность научного труда в России оставляет единственный стимул - удовлетворение своей любознательности. Эта любознательность и есть признак того, что занятия наукой составляют призвание человека. Если это призвание действительно есть, тогда есть и любовь к науке, стремление во что бы то ни стало ею заниматься. Возникает внутренняя необходимость этих занятий, несмотря на всю их крайнюю некомфортабельность. Выражение "некомфортабельность научной работы" принадлежит знаменитому математику Р.Куранту. Этой некомфортабельностью он объяснял, почему математики в огромном большинстве случаев рано прекращают творческую работу: они не выдерживают постоянного внутреннего напряжения, с которым их работа связана.

Условие результативного исследования - его непрерывность, полное поглощение, в котором рождаются вдохновение и озарение. В мотивации творчества любознательность является необходимым, но не единственным и, по мнению многих ученых, даже не главным, стимулом. "Я могу утверждать, что главным стимулом творческой работы, ее вдохновителем является любовь к близкой женщине, любовь к семье. Творческий подъем ученого поддерживается, стимулируется, вдохновляется, а в ряде случаев и определяется любовью к женщине. Это можно видеть в письмах В И. Вернадского, в письмах нобелевских лауреатов П.Л. Капицы, Н.Н.Семенова и многих других ученых. Женщины - особые хрупкие существа, которые часто несут на себе непосильную ношу заботы о доме, семье, воспитании детей, материальном благополучии семьи, сами бывают увлечены творческой работой, которая заканчивается у них значительно раньше, чем у мужчин. Вместе с тем, они выполняют важную миссию - быть источником вдохновения мужчины"[15].

Сложность современной науки не оставляет в ней места дилетантам и "любителям". Очень важную, если не решающую, роль в судьбе молодого исследователя играет Научный Руководитель. Наука настолько усложнилась, что молодому человеку, даже самому энергичному, волевому и талантливому, трудно определить для себя правильную научную перспективу, предпринять самостоятельное исследование. Ему необходимы умный, тактичный научный руководитель-наставник, ведущий активную творческую жизнь, и сложившийся профессиональный коллектив - научная школа. Новаторский подход к решению актуальных и важных задач, чувство причастности к большому делу, товарищеские помощь и поддержка, пример руководителя и уважение к нему - вот что увлекает и воспитывает в молодых лучшие качества.

Всем известна латинская поговорка: "Mens sana - in corpore sano" ("здоровый ДУХ - в здоровом теле"), где "mens" переводится как "ДУХ". Но далеко не всем известно, что "mens" происходит от "mensurare", являясь производным от "ИЗМЕРЕНИЯ" (например, "мензурка" - измерительный сосуд). Николай Кузанский (1401-1464) впервые высказал мысль о связи УМА и ИЗМЕРЕНИЯ. Он впервые подчеркнул, что "УМНЫЙ" - это Человек "ИЗМЕРЯЮЩИЙ".

"Обожествление" измерительных процедур в наблюдении ПРИРОДЫ, рассматриваемой как продукт Творения, Николай Кузанский считал единственным путем к постижению ЗАМЫСЛА ТВОРЦА, путем к постижению АКТА ТВОРЧЕСТВА.

Так что если уж ты связался с геофизическими информационно-измерительными системами, - выхода у тебя нет. Придется быть умным! А научная культура и дисциплинированные мозги тебе пригодятся при любом роде деятельности.

<< НазадСодержание | На главную Далее >>